«Г. А. Лесснер»

Более полувека существовал в Петербурге на набережной Невы «Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г.А. Лесснер». На нем предпринимались попытки организовать производство автомобилей.  Поэтому 14 декабря 1901 г. был заключен договор между фирмами Daimler и «Лесснер». Вскоре этот договор вступил в силу – с российской стороны он был подписан внуком основателя завода «Г.А. Лесснер» Артуром Лесснером. Договор гарантировал фирме «Лесснер» эксклюзивное право на продажу продуктов Daimler и Loutzk-Daimler на всей территории Российской Империи и право производства всех конструкций по патентам Даймлера в России. Инициатором соглашения был русский инженер Борис Григорьевич Луцкий (Луцкой).
Интересны выдержки из некоторых параграфов этого договора. §1 – «. . .фирма «Даймлер» предостaвляет для постройки моторов все строительные планы и чертежи и вообще все, что надобно для производства последних. . .»
§8 – «. . .фирма «Даймлер» предоставляет технический персонал для организации производства, . . . инженером-консультантом назначается Б.Г. Луцкий, с которым фирма «Леcснер« заключает особый договор. . .» §9 – «. . .с каждой стороны мотора, построенного обществом «Лесснер», должна прикрепляться табличка с надписью «Loutzky–Daimler» и порядковым номером»
 
С 1904 по 1909 год петербургский завод «Г. А. Лесснер» собрал и изготовил по разным оценкам от 50 до 100 автомобилей по лицензии DMG, частично с применением шасси и других агрегатов, полученных из Берлина-Мариенфельде. Автомобили различного назначения, в том в том числе пожарные, грузовые платформы и фургоны, а также легковые машины и таксомоторы продавались в России под марками «Лесснер», «Лесснер-Даймлер» и «Лесснер-Мерседес».
1904. Лесснер 15 л.с.  линейный пожарный автомобиль. Санкт-Петербург.
1904. Лесснер 15 л.с. линейный пожарный автомобиль. Санкт-Петербург.
1904. Лесснер 15 л.с. второй отечественный линейный пожарный автомобиль.  Санкт-Петербург.
1904. Лесснер 15 л.с. второй отечественный линейный пожарный автомобиль. Санкт-Петербург.
1904. Лесснер 15 л.с. линейный пожарный автомобиль. Санкт-Петербург.
1904. Лесснер 15 л.с. линейный пожарный автомобиль. Санкт-Петербург.
1904. Пожарная машина Лесснер. Санкт-Петербург.
1904. Пожарная машина Лесснер. Санкт-Петербург.
1905. Лесснер  TA2 12 л.с.. Пожарная линейка.
1905. Лесснер TA2 12 л.с.. Пожарная линейка.
1905. Лесснер. Пожарный второй тип. Пожарные части проезжают мимо командующего смотром.
1905. Лесснер. Пожарный второй тип. Пожарные части проезжают мимо командующего смотром.
Почтовая марка. 1904. Лесснер-пожарный.
Почтовая марка. 1904. Лесснер-пожарный.
Через торговую сеть завода проходили и автомобили, полностью собранные в Германии. А в каталогах российской фирмы публиковались фотографии изготовленных в Германии машин. Не исключено, что и немцы печатали в каталогах под своей маркой автомобили российской сборки. Этот фактор до сих пор затрудняет работу исследователей, разобраться до конца в вопросе о происхождении автомобилей системы Daimler на российском рынке того времени не представляется возможным.
Лесснер начал свою автомобильную деятельность с постройки легких почтовых фургонов
 1905. Один из первых фургонов Лесснер непосредственно перед сдачей заказчику.
1905. Один из первых фургонов Лесснер непосредственно перед сдачей заказчику.
1905. Почтовые автомобили Лесснер во дворе Санкт-Петербургского почтамта .
1905. Почтовые автомобили Лесснер во дворе Санкт-Петербургского почтамта .
1905. Почтовые автомобили Лесснер во дворе Санкт-Петербургского почтамта.
1905. Почтовые автомобили Лесснер во дворе Санкт-Петербургского почтамта.
1905. Почтовые автомобили Лесснер во дворе Санкт-Петербургского почтамта.
1905. Почтовые автомобили Лесснер во дворе Санкт-Петербургского почтамта.
1905. Лесснер - 16 л.с.  А.И. Трескинского.
1905. Лесснер — 16 л.с. А.И. Трескинского.
С 1906 года он приступил к изготовлению гаммы легковых автомобилей по принципам, заложенным в машинах Даймлер. На Лесснер делали несколько типов таких автомобилей. Они конструктивно и внешне очень напоминали Мерседесы, но не полностью копировали свои прототипы. К сожалению известно об этих машинах мало. Установлено, что Лесснер в 1906-1909 годах выпускал одну модель с двухцилиндровым 12-сильным мотором, две четырехцилиндровых мощностью 22 и 32 силы и самую большую шестицилиндровую машину с мотором 90 сил.
1907. Лесснер   ТА4   22 л.с Четырехцилиндровый фаэтон  .  тент поднят.
1907. Лесснер ТА4 22 л.с Четырехцилиндровый фаэтон . тент поднят.
1907. Лесснер 12 л.с.
1907. Лесснер 12 л.с.
1907. Лесснер 22 фаэтон.
1907. Лесснер 22 фаэтон.
1907. Лесснер 32 л.с фаэтон для военного ведомства.
1907. Лесснер 32 л.с фаэтон для военного ведомства.
1907. Лесснер 32 л.с фаэтон со поднятым американским верхом.
1907. Лесснер 32 л.с фаэтон со поднятым американским верхом.
1907. Лесснер 32 л.с. фаэтон со сложенным американским верхом.
1907. Лесснер 32 л.с. фаэтон со сложенным американским верхом.
1907. Лесснер ландоле 12 л.с.
1907. Лесснер ландоле 12 л.с.
1907. Лесснер ландоле 22 л.с.
1907. Лесснер ландоле 22 л.с.
1907. Лесснер Лимузин.
1907. Лесснер Лимузин.
1907. Лесснер ТВ4 32 л.с. большой лимузин.
1907. Лесснер ТВ4 32 л.с. большой лимузин.
1907. Лесснер 32 .
1907. Лесснер 32 .
Последние экспонировались на 1-м Международном автосалоне в Петербурге, где они стояли рядом с почтовым фургоном и грузовиком. Их оснастили элегантными кузовами русской фабрикм Ивана Брейтигама «дубль-фаэтон» и «лимузин». Они ничуть не уступали продукции признанных западноевропейских кузовостроителей, хотя в России этим делом занимались не автомобильные кузовщики, а обычные фабрики конных экипажей. Благодаря этой выставке мы чуть подробнее знаем о конструкции самых мощных Лесснеров. На Лесснере-32 стоял четырехтактный нижнекланный мотор обьемом около 4.6 л. четырехступенчатая коробка и , как ни странно, цепной привод колес, уже уступавший место карданной передаче на европейских машинах. Из самых интересных особенностей Лесснеров надо отметить маховик со спицами, игравший роль вентилятора, и водяное охлаждение трансмиссионного тормоза. Эти автомобили весили в снаряженном состоянии около двух тонн и могли развивать скорость до 100 км.час. На выставке они удостоились золотой медали «За установление автомобильного производства в России». Одна из таких машин принадлежала председателю Совета Министров графу С.Ю. Витте, а еще один Лесснер впервые был поставлен за границу — в Персию. Там он служил в правлении русских нефтяных концессий.
1906 Лесснер Тип 2 Фургон Резиновой мануфактуры Треугольник.
1906 Лесснер Тип 2 Фургон Резиновой мануфактуры Треугольник.
К заслугам Лесснера надо обязательно отнести первый российский пожарный автомобиль 1904 года, выпуск партии почтовых фургонов грузоподъемностью 15 пудов (140 кг) в 1905 году, поставки первых русских машин на экспорт, изтовление такси с кузовом ландоле и первого в России автомобиля для перевозки арестантов в 1908 году, а также сборка кузовов собственными силами, в то время как другие прибегали к услугам специализированных мастерских.
1908. Лесснер. Фургон для перевозки арестантов.
1908. Лесснер. Фургон для перевозки арестантов.
1904. Лесснер.  Пожарная линейка  Тип 1.
1904. Лесснер. Пожарная линейка Тип 1.
1907. Лесснер Тип № 2 или Лесснер Тип № 4.
1907. Лесснер Тип № 2 или Лесснер Тип № 4.
Внешне первые Лесснеры , походили на знаменитые немецкие автомобили высшего класса — Мерседес тех же лет. Даже радиаторы у них были совершенно одинаковыми, не говоря уже о других, хорошо заметных на глаз деталях. Впрочем, доля импортных и русских узлов в них остается загадкой. В 1908 году русский журнал «Автомобилист» писал : «В России единственным заводом, строящим автомобили современного типа является завод Г.А.Лесснер. К чести этого завода следует приписать то обстоятельство, что он в действительности строит свои машины, а не собирает их из заграничных частей.» Хотелось бы верить в это патриотическое заявление, но остается загадкой, как могло предприятие, далекое от автомобильного дела, сразу начать выпускать такие деликатные и сложные части, как карбюратор, система зажигания, да и сам двигатель, который на классных автомобилях должен быть столь же высого качества.Удивляет и огромная для новичка программа завода 13 типов легковых, грузовых, пожарных машин и омнибусов! Для рекламы своей продукции Лесснер принимал участие в ряде соревнований, например в 1909 году в пробеге Рига-Петербург-Рига.
1909. Лесснер 32 л.с. Автомобильный пробег Петербург-Рига-Петербург. (1000-верстный) . Перед стартом.
1909. Лесснер 32 л.с. Автомобильный пробег Петербург-Рига-Петербург. (1000-верстный) . Перед стартом.
1909. Лесснер 32 л. .Автомобильный пробег Петербург-Рига-Петербург. (1000-верстный).
1909. Лесснер 32 л. .Автомобильный пробег Петербург-Рига-Петербург. (1000-верстный).
С 1910 года Лесснер прекратил производство автомобилей.
Вплоть до середины 1914 г. общество «Лесснер» косвенно продолжало свое автомобильное дело, при заводе содержался общественный гараж, а бывший моторный отдел занимался ремонтом автомобилей всех систем по казенным и частным заказам. В 1915 г. фирма, имевшая уже два завода в Петрограде («Старый Лесснер» и «Новый Лесснер»), объединилась с концерном «Нобель», ведущим российским производителем стационарных и судовых дизельных двигателей марки «Русский Дизель». Так родилось объединение «Ноблесснер». После революции национализированные заводы «Ноблесснер» неоднократно меняли свой профиль. Oни входили в Машиностроительное объединение имени Карла Маркса, причем завод «Двигатель» (бывший «Старый Лесснер») выпускал, между прочим, и масштабные модели автомобилей.
1909. РЕКЛАМА ЛЕССНЕР.
1909. РЕКЛАМА ЛЕССНЕР.
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР.
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР
РЕКЛАМА ЛЕССНЕР

Источники:

 
С. Кирилец Почти забытый юбилей


Е. Кочнев Знаменитые автомобили 1870-1918 гг. Издательство «За рулем» 1998 г.

С. Кирилец Грузовозы Лесснеръ


Лесснер Г.А.

Старинные автомобили и кареты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *