Более полувека существовал в Петербурге на набережной Невы «Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г.А. Лесснер». На нем предпринимались попытки организовать производство автомобилей. Поэтому 14 декабря 1901 г. был заключен договор между фирмами Daimler и «Лесснер». Вскоре этот договор вступил в силу – с российской стороны он был подписан внуком основателя завода «Г.А. Лесснер» Артуром Лесснером. Договор гарантировал фирме «Лесснер» эксклюзивное право на продажу продуктов Daimler и Loutzk-Daimler на всей территории Российской Империи и право производства всех конструкций по патентам Даймлера в России. Инициатором соглашения был русский инженер Борис Григорьевич Луцкий (Луцкой).
Интересны выдержки из некоторых параграфов этого договора. §1 – «. . .фирма «Даймлер» предостaвляет для постройки моторов все строительные планы и чертежи и вообще все, что надобно для производства последних. . .»
§8 – «. . .фирма «Даймлер» предоставляет технический персонал для организации производства, . . . инженером-консультантом назначается Б.Г. Луцкий, с которым фирма «Леcснер« заключает особый договор. . .» §9 – «. . .с каждой стороны мотора, построенного обществом «Лесснер», должна прикрепляться табличка с надписью «Loutzky–Daimler» и порядковым номером»
С 1904 по 1909 год петербургский завод «Г. А. Лесснер» собрал и изготовил по разным оценкам от 50 до 100 автомобилей по лицензии DMG, частично с применением шасси и других агрегатов, полученных из Берлина-Мариенфельде. Автомобили различного назначения, в том в том числе пожарные, грузовые платформы и фургоны, а также легковые машины и таксомоторы продавались в России под марками «Лесснер», «Лесснер-Даймлер» и «Лесснер-Мерседес».
Через торговую сеть завода проходили и автомобили, полностью собранные в Германии. А в каталогах российской фирмы публиковались фотографии изготовленных в Германии машин. Не исключено, что и немцы печатали в каталогах под своей маркой автомобили российской сборки. Этот фактор до сих пор затрудняет работу исследователей, разобраться до конца в вопросе о происхождении автомобилей системы Daimler на российском рынке того времени не представляется возможным.
Лесснер начал свою автомобильную деятельность с постройки легких почтовых фургонов
С 1906 года он приступил к изготовлению гаммы легковых автомобилей по принципам, заложенным в машинах Даймлер. На Лесснер делали несколько типов таких автомобилей. Они конструктивно и внешне очень напоминали Мерседесы, но не полностью копировали свои прототипы. К сожалению известно об этих машинах мало. Установлено, что Лесснер в 1906-1909 годах выпускал одну модель с двухцилиндровым 12-сильным мотором, две четырехцилиндровых мощностью 22 и 32 силы и самую большую шестицилиндровую машину с мотором 90 сил.
Последние экспонировались на 1-м Международном автосалоне в Петербурге, где они стояли рядом с почтовым фургоном и грузовиком. Их оснастили элегантными кузовами русской фабрикм Ивана Брейтигама «дубль-фаэтон» и «лимузин». Они ничуть не уступали продукции признанных западноевропейских кузовостроителей, хотя в России этим делом занимались не автомобильные кузовщики, а обычные фабрики конных экипажей. Благодаря этой выставке мы чуть подробнее знаем о конструкции самых мощных Лесснеров. На Лесснере-32 стоял четырехтактный нижнекланный мотор обьемом около 4.6 л. четырехступенчатая коробка и , как ни странно, цепной привод колес, уже уступавший место карданной передаче на европейских машинах. Из самых интересных особенностей Лесснеров надо отметить маховик со спицами, игравший роль вентилятора, и водяное охлаждение трансмиссионного тормоза. Эти автомобили весили в снаряженном состоянии около двух тонн и могли развивать скорость до 100 км.час. На выставке они удостоились золотой медали «За установление автомобильного производства в России». Одна из таких машин принадлежала председателю Совета Министров графу С.Ю. Витте, а еще один Лесснер впервые был поставлен за границу — в Персию. Там он служил в правлении русских нефтяных концессий.
К заслугам Лесснера надо обязательно отнести первый российский пожарный автомобиль 1904 года, выпуск партии почтовых фургонов грузоподъемностью 15 пудов (140 кг) в 1905 году, поставки первых русских машин на экспорт, изтовление такси с кузовом ландоле и первого в России автомобиля для перевозки арестантов в 1908 году, а также сборка кузовов собственными силами, в то время как другие прибегали к услугам специализированных мастерских.
Внешне первые Лесснеры , походили на знаменитые немецкие автомобили высшего класса — Мерседес тех же лет. Даже радиаторы у них были совершенно одинаковыми, не говоря уже о других, хорошо заметных на глаз деталях. Впрочем, доля импортных и русских узлов в них остается загадкой. В 1908 году русский журнал «Автомобилист» писал : «В России единственным заводом, строящим автомобили современного типа является завод Г.А.Лесснер. К чести этого завода следует приписать то обстоятельство, что он в действительности строит свои машины, а не собирает их из заграничных частей.» Хотелось бы верить в это патриотическое заявление, но остается загадкой, как могло предприятие, далекое от автомобильного дела, сразу начать выпускать такие деликатные и сложные части, как карбюратор, система зажигания, да и сам двигатель, который на классных автомобилях должен быть столь же высого качества.Удивляет и огромная для новичка программа завода 13 типов легковых, грузовых, пожарных машин и омнибусов! Для рекламы своей продукции Лесснер принимал участие в ряде соревнований, например в 1909 году в пробеге Рига-Петербург-Рига.
С 1910 года Лесснер прекратил производство автомобилей.
Вплоть до середины 1914 г. общество «Лесснер» косвенно продолжало свое автомобильное дело, при заводе содержался общественный гараж, а бывший моторный отдел занимался ремонтом автомобилей всех систем по казенным и частным заказам. В 1915 г. фирма, имевшая уже два завода в Петрограде («Старый Лесснер» и «Новый Лесснер»), объединилась с концерном «Нобель», ведущим российским производителем стационарных и судовых дизельных двигателей марки «Русский Дизель». Так родилось объединение «Ноблесснер». После революции национализированные заводы «Ноблесснер» неоднократно меняли свой профиль. Oни входили в Машиностроительное объединение имени Карла Маркса, причем завод «Двигатель» (бывший «Старый Лесснер») выпускал, между прочим, и масштабные модели автомобилей.
Источники:
С. Кирилец Почти забытый юбилей
Е. Кочнев Знаменитые автомобили 1870-1918 гг. Издательство «За рулем» 1998 г.