РУССО-БАЛТ В АФРИКЕ

Вот что писал известный русский журналист и спортсмен А.П. Нагель о своем автопробеге по Африке в популярном журнале «Нива» в начале  1914 года : «Вместе со своим спутником, американским журналистом Бобом Вильсоном (на самом деле Борис Никифоров, примечание публикатора),  я покрыл на русском автомобиле до 20 000 километров, посетив наиболее живописные местности Северной Африки. Таким образом к настоящему моменту мой спортивный формуляр достиг почти 80 000 километров, пройденых на той же верной русской машине. Когда мы решили предпринять новон путешествие на моем автомобиле, моей первой мыслью было выработать такой маршрут, который мог бы представлять собой наибольший интерес для спортсмена-автомобилиста. И моей первой мыслью явилось желание посетить Африку, где еще ни разу не было ни одного русского автомобиля.

В начале пути.
Под пальмами. Эль-Кантора. Алжирия.
Наливание бензина в Конице, в узкой улице.
Переправа в брод через горную реку.
В зыбучих песках Сахары, на караванном пути.
Снежная дорога в горах Африки.
Корабли пустыни и современный пожиратель пространства.
По дороге в пустыню.
Шабат Эль Ахра — ущелье в Атласских горах.
По мосту около Туниса.
Неважная дорога — около Туниса.
В ожидании парома, недалеко от Карфагена.
Наши любимые кактусы.
Автомобиль застрял основательно.
Нагель и Никифоров в «Руссо-Балте» на обратном пути позируют на фоне парижской Триумфальной арки.
В Париже.
По приезде в Монако. На крыле видна ящерица, ушедшая на следующий день безследно.
..благополучно переправлялись вброд.. Испания.
У памятника Колумбу в Барселоне.
Б.Бекетов (у руля) и Е.Кузьмин (сзади).
Починка шины на мосту.
Выгрузка автомобиля в Неаполе.

Далекая Африка представляется нам каким-то мифом, овеяным знойными дуновениями тропической легенды. И впервые за все существование африканского материка и его жаркой Сахары по ней пронесется русский автомобиль. Наш маршрут был следующий: Петербург-Псков-Рига-Тильзит-Кенигсберг-Берлин-Франкфурт-на-Майне — Мец — Париж — Лион — Авиньон — Ницца — Марсель — Препиньян — Барселона — Валенсия — Карфаген — переправа на Оран, несколько поездок в его окрестности, Тунис — Алжир — Бужи — Константина — Бискра (оазис в Сахаре, самый южный пункт поездки) — Батна — Филипвиль — Тунис — переправа морем в Неаполь — Рим — Флоренция — Пиза — Генуя — Монако — Ницца — Марсель — Лион — Париж. Финиш состоялся в Париже, торжественная встреча была организована спортивной газетой «Auto». Из моих африканских впечатлений с особенным интересом припоминаю часть пути, которую пришлось пройти под снегом. Снег в Африке! Неправда ли , как это странно звучит для нашего уха? Правда, это было в горах, но все же снежный покров на таком «глубоком» юге, как Африка, произвел на туристов сильное впечатление!  Ездили мы по снегу в части пути, пролегающей по Атласским горам на северном побережье Африки, максимальная высота, достигнутая нами 1300 метров над уровнем моря, снег появился уже на высоте 600 метров. Самое интересное а Африке, конечно, Сахара, вопрос о её непроходимости — миф, усиленное движение караванов приуготовило нам хороший путь. Тем не менее хозяева этого пути — верблюды, «корабли пустыни», — шарахались в сторону, когда наша машина обгоняла караваны. Во всяком случае автомобиль в пустыне производил довольно своеобразное впечатление.Шоссейные дороги в Африке великолепные. При поездке по грунтовым дорогам пахнуло чем-то родным, русским. Удачный исход поездки п дорогам Африки придал нам смелость попытаться пройти в самую глубь страны, к сожалению упершись через некоторое время в песчанные дюны, мы принуждены были отказаться от осуществления этого плана, таким образом все-таки не вся Сахара оказалась доступной для культурного «auto». Во время одной из ночных поездок в горах Атласа мы налетели на стаю дикобразов, сильный свет электрических фонарей привел ближайшие ряды этих оргнальных животных прямов каталепсическое состояние, будь мы охотниками, нам ничего не стоило бы собрать богатейшие охоничьи трофеи. К стыду Европы, а в особенности её дорог, не могу не отметить, что менее всего страдала наша машина на дорогах Африки, во время пути же в Италии и Испании нам нередко приходилось с раскаянием вспоминать о нашем отношении к плохим, но все же более терпимым русским дорогам. В особенности тяжко приходилось автомобилю на узких улицах, вымощенных щебнем и представляющих настоящие лестницы. Живописнее испанских дорого я ничего не видел: пролегают дороги через горы, пышные долины, красивые леса, но состояние этих дорог давало себя чувствовать на каждом шагу. Глубокие, порою всего лишь в метр, узкие, неправильные колеи, частые обрывы, выбоины, скрытые лощины характеризуют лучше всего те тернии, которые выпали на долю нашего автомобиля. Впрочем ,известный рекорд, в смысле плохого состояния дороги, побила все же Италия: во время пути Рим-Неаполь-Флоренция нам пришлось познакомиться с прелестями оригинальных  принципов дорожного строительства итальянцев. Эти последние, как оказывается, чинят свои дороги следующим образом: насыпают щебень и предоставляют ему самому впитываться в землю? не желая быть варварами по отношению к нашим шинам,мы принуждены были ехать почти шагом.
При возвращении морем из Африки нас ждала черезвычайно бурная переправа. Автомобиль привязанный на палубе, поминутно принимал значительные морские ванны, что, впрочем, не оставило никакого следа на «блестящем» в полном смысле этого слова состоянии его «здоровья». Нельзя не отметить что наша русская машина на всем пути своего следования была предметом особого внимания как автомобильных организаций, так и населения тех пунктов, где мы останавливались. Особенно теплый прием был оказан в Париже и Монте Карло. И вообще все это путешествие оставило после себя множество интересных и ярких впечатлений.» После возвращения из путешествия один из спутников Нагеля — Евгений Кузьмин написал веселую и интересную книгу «По Африке на автомобиле».

ИСТОЧНИКИ:


1.А.П.Нагель На русском автомобиле по Африке Нива 1914 №9

2.И.Баранцев Трое в «Руссо-Балте», не считая Билликена

фото: Борис НИКИФОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *