Британцы

Броневой отряд британского Адмиралтейства

Летом 1915 года во Франции велось формирование Бельгийского броневого дивизиона для отправки его для боевых действий в Россию. Узнав об этом, командир 15-го эскадрона броневых автомобилей британского Адмиралтейства командор Оливер Локкер-Лампсон,часть которого была выведена в Англию из-за стабилизации Западного фронта и невозможности использования там бронемашин, решил последовать примеру бельгийцев. Заручившись поддержкой Адмиралтейства, он с несколькими своими боевыми товарищами начал формирование бронеотряда для русского фронта, причем большую часть финансирования этого Ломпсон вел за свой счет. Первоначально на укомплектование отряда должны были поступать броневики «Ланчестер» расформировываемых 5, 6 и 15-го эскадронов,но после продажи 20 машин русскому правительству в августе 1915 года пришлось спешно искать им замену.А так как кроме одного броневика «Роллс-Ройс» свободных на тот момент у Адмиралтейства не оказалось, Ломпсон заказал бронировку 11 легковых американских автомобилей «Форд» модели Т в мастерской Ньюпорта. Они имели полностью бронированную кабину и открытый кузов, в котором устанавливался 7,71-мм пулемет «Виккерс» за щитом. Хорошо оснащенный отряд прибыл в Россию в мае 1916 года. В его штат входили: 42 офицера, 524 солдата, 28 бронеавтомобилей, 22 грузовика, 7 легковых и 5 санитарных машин, 3 автомастерских, 3 станции радиотелеграфа, 4 автоцистерны (из них одна для воды), автокран, кухня и 47 мотоциклов. В числе броневиков английского отряда имелись 12 пулеметных «ланчестеров», один «Роллс-Ройс», 11 «фордов» и 4 пушечных «Пирс-Арроу», вооруженных 57-мм пушками. Бронеавтомобили «Ланчестер» и «Роллс-Ройс» имели стандартное бронирование и вооружение, принятое в британской армии. Наибольший интерес из машин английского дивизиона представляет «Пирс-Арроу» (Pierce-Arrow). В качестве базы для них использовалось шасси 5-тонного грузовика одноименной американской фирмы. Три броневика имели названия Ulster, Londonderry и Mountjoy. Машина Ulster была построена по типу тяжелого английского бронеавтомобиля Seabrook с пушкой, открыто установленной на платформе грузовика. Оригинальной формы бронекорпуса трех других машин был разработан фирмой W. G. Allen and Sons в Тинтоне. За уполовиненной кабиной устанавливалась большая башня с 3-фунтовой пушкой, конструктивно подобная устанавливаемым на броневиках «Ланчестер» и «Роллс-Ройс». Угол обстрела орудия по горизонту составлял 300 градусов. Позади башни располагались два ящика со снарядами, закрытые с боков броней. Толщина брони на «Пирс-Арроу» достигала 9 мм, а боевая масса 9 тонн. Последнее обстоятельство доставляло немало хлопот. В России одну машину модернизировали — с нее сняли башню и поставили 47-мм пушку за щитом. Это ухудшило защиту расчета, но позволило снизить массу броневика. Остальные «Пирс-Арроу» предполагалось аналогично перевооружить в будущем.
Commander Oliver Stillingfleet Locker-Lampson.
Commander Oliver Stillingfleet Locker-Lampson.
1915. Перед отправкой. Около завода Talbot Motor Works.
1915. Перед отправкой. Около завода Talbot Motor Works.
1915. Броневики Британского бронедивизиона при погрузки в Ньюпорте перед отправкой в Россию.
1915. Броневики Британского бронедивизиона при погрузки в Ньюпорте перед отправкой в Россию.
В Россию подразделение прибыло в начале 1916-го года через Мурманск. В июне 1916 года английский броневой дивизион отправили на Кавказ, где он находился до сентября, принимая участие в перестрелках с курдами, атаке турецких позиций у селений Пав и Котни, огневой разведке при селе Чавкиз и в некоторых других боевых стычках. Ограниченный характер действий столь мощной боевой части, каковой являлся английский дивизион, объясняется специфическими условиями рельефа местности на Кавказе. Русское командование быстро поняло это, и уже осенью 1916 года дивизион перебросили на Румынский фронт, где он принимал активное участие в боях совместно с 4-м автобронедивизионом Русской армии. В этих боях особенно хорошо зарекомендовали себя пушечные машины. Так, 13 ноября 1916 года противник атаковал Браилов, и все английские машины вступили в бой, в ходе которого один «Форд» застрял, а второй вскоре был вынужден отойти из-за ранения экипажа. Очень удачно здесь действовали пушечные «Пирс-Арроу». Например, в ходе боя броневик под командованием лейтенанта Макдауэла был окружен отрядом противника (до 50 человек), удачным маневрированием и сильным огнем англичане уничтожили его практически полностью. На следующий день, 18 ноября 1916 года, английские броневики успешно поддерживали огнем атаки русской пехоты. 19 ноября болгары контратаковали левый фланг 36-го Сибирского полка, но контратакой броневиков эскадрона капитан-лейтенанта Виллис-Гуд положение было восстановлено. В ходе боя «ланчестеры» старшего лейтенанта Ингл и лейтенанта Митчелл, преследуя противника, вырвались вперед и застряли в грязи. Ружейно-пулеметным огнем пулеметы обеих машин были разбиты, и болгары взяли в плен лейтенанта Митчелл и 6 рядовых. Спастись удалось только Инглу — раненный, он укрылся в воронке и ночью дополз до русских цепей. Для спасения броневиков сибирские стрелки предприняли удачную контратаку и отбросили болгар, благодаря чему ночью 19 ноября англичане эвакуировали свои застрявшие машины. 19 ноября отряд старшего лейтенанта Смайлса поддерживал атаки русской пехоты, при этом огнем «Пирс-Арроу» были разбиты два наблюдательных пункта, пулеметное гнездо и большое количество солдат противника. В этот день броневики вели бой с утра и до наступления темноты, после чего вернулись в Браилов. 6 декабря командир английского бронедивизиона капитан 2-го ранга Грегори получил от русского командования подготовить эскадрон бронемашин для переброски его в Браилов. Для этого им был сформирован сводный отряд под командованием старшего лейтенанта Смайлса в составе двух пушечных «Пирс-Арроу» и шести легких пулеметных «фордов». 11 декабря 1916 года броневики прибыли в Браилов, и на следующий день вступили в бой, обстреливая неприятельские позиции. 18 декабря 1916 года английские броневики поддерживали контратаку русской пехоты, при этом удачно действовали пулеметные «форды», которые благодаря небольшой массе удачно преодолевали грязные участки дороги. Правда, при маневрировании один броневик попал в воронку, и при отходе экипажу пришлось его подорвать. В этом же бою пушечные бронеавтомобили уничтожили наблюдательный пункт противника. Русское командование высоко оценило действия английских бронемашин. Так, 27 января 1917 года начальник штаба 4-й армии сообщал: «Английские броневички, и по моему личному опыту в 10-й Сибирской дивизии, и по отзыву строевого начальства, работали все время в высшей степени самоотверженно и с большой пользой». Летом 1917 года англичане участвовали в тяжелых боях, прикрывая отход наших войск из Галиции. История дивизиона завершается вскоре после Октябрьского переворота. 25-26 декабря 1917 в Курске часть была расформирована. Вся материальная часть его досталась большевикам. В январе 1918 личный состав через Баку эвакуировался на Ближний Восток, где участвовал в боях до конца войны.
1915. Лимузин Rolls-Royce 40-50 Barker в Архангельске.
1915. Лимузин Rolls-Royce 40-50 Barker в Архангельске.
1916. Rolls-Royce 40-50 Barker лимузин. Кавказский фронт.
1916. Rolls-Royce 40-50 Barker лимузин. Кавказский фронт.
1916. Конец дороги. Рекогонсцировка Локера Лэмпсона. Мушская равнина в Турецкой Армении.
1916. Конец дороги. Рекогонсцировка Локера Лэмпсона. Мушская равнина в Турецкой Армении.
1916. Группа английских офицеров у бронемашины «Ролс-Ройс». Кавказский фронт.
1916. Группа английских офицеров у бронемашины «Ролс-Ройс». Кавказский фронт.
Бронеавтомобиль Rolls-Royce Британского бронедивизиона в России.
Бронеавтомобиль Rolls-Royce Британского бронедивизиона в России.
1916. Бронеавтомобиль Rolls-Royce Британского бронедивизиона в России.  Кавказский фронт.
1916. Бронеавтомобиль Rolls-Royce Британского бронедивизиона в России. Кавказский фронт.
Бронеавтомобиль Rolls-Royce Британского бронедивизиона в России.
Бронеавтомобиль Rolls-Royce Британского бронедивизиона в России.
1916. Казарма Британского бронедивизиона на Кавказском фронте. В глубине ряд броневиков  Rolls-Royce.
1916. Казарма Британского бронедивизиона на Кавказском фронте. В глубине ряд броневиков Rolls-Royce.
1916. Британский бронедивизион в России Кавказский фронт.  У грузовика.
1916. Британский бронедивизион в России Кавказский фронт. У грузовика.
1916 Лейтенант Тернер (справа) и другие офицеры Британского бронедивизиона в штабном автомобиле Excelsior 30 CV на русско-турецком фронте.
1916 Лейтенант Тернер (справа) и другие офицеры Британского бронедивизиона в штабном автомобиле Excelsior 30 CV на русско-турецком фронте.
 1916.Чины Британского бронедивизиона с местными жителями в Армении.  Сбоку броневики Ланчестер.
1916.Чины Британского бронедивизиона с местными жителями в Армении. Сбоку броневики Ланчестер.
1916. Броневики «Ланчестер» Британского бронедивизиона в перерывах между боями.  Кавказский фронт,
1916. Броневики «Ланчестер» Британского бронедивизиона в перерывах между боями. Кавказский фронт,
1916. Бронеавтомобиль «Ланчестер» Британского бронедивизиона. Кавказский фронт.
1916. Бронеавтомобиль «Ланчестер» Британского бронедивизиона. Кавказский фронт.
Офицеры Британского бронедивизиона в России возле  бронеавтомобиля Lanchester.
Офицеры Британского бронедивизиона в России возле бронеавтомобиля Lanchester.
Чины Британского бронедивизиона в России около броневика Ланчестер.
Чины Британского бронедивизиона в России около броневика Ланчестер.
1916. Грузовик Британского бронедивизиона в России обгоняет арбу на проселочной дороге Кавказский фронт.
1916. Грузовик Британского бронедивизиона в России обгоняет арбу на проселочной дороге Кавказский фронт.
1916. Медецинский персонал Британского бронедивизиона в России  около сантарного автомобиля Остин. Кавказский фронт.
1916. Медецинский персонал Британского бронедивизиона в России около сантарного автомобиля Остин. Кавказский фронт.
1916. Около Тебриза. Кавказский фронт.
1916. Около Тебриза. Кавказский фронт.
1916. Броневой автомобиль «Пирс-Эрроу» перед отправкой в Россию. Англия.
1916. Броневой автомобиль «Пирс-Эрроу» перед отправкой в Россию. Англия.
1916. Бронеавтомобиль Pierce-Arrow из британского дивизиона в России.
1916. Бронеавтомобиль Pierce-Arrow из британского дивизиона в России.
Броневик Британского бронедивизиона в России  типа Pierce-Arrow на Западном фронте
Броневик Британского бронедивизиона в России типа Pierce-Arrow на Западном фронте
Тяжелый бронеавтомобиль  ОЛСТЕР  типа Сибрук.
Тяжелый бронеавтомобиль ОЛСТЕР типа Сибрук.
Бронеавтомобили ОЛСТЕР типа Сибрук (справа) и ЛОНДОНДЕРРИ типа Пирс-Эрроу (слева).
Бронеавтомобили ОЛСТЕР типа Сибрук (справа) и ЛОНДОНДЕРРИ типа Пирс-Эрроу (слева).
Бронеавтомобиль Пирс-Эрроу Британского бронедивизиона в России после ремонта.
Бронеавтомобиль Пирс-Эрроу Британского бронедивизиона в России после ремонта.
1916. Офицер Британского бронедивизиона в России играющий с дивизионный талисманом медведем Мискабом. Владикавказ.
1916. Броневик Британского бронедивизиона Lanchester. Владикавказ.
1916. Броневик Британского бронедивизиона Lanchester. Владикавказ.
1916. Бронеавтомобиль Lanchester Английского бронедивизиона в России на железнодорожной платформе.
1916. Бронеавтомобиль Lanchester Английского бронедивизиона в России на железнодорожной платформе.
1916. Британский бронедивизион в России .Румынский фронт. Переезд из Одессы в Румынию.
1916. Британский бронедивизион в России .Румынский фронт. Переезд из Одессы в Румынию.
1916. Британский бронедивизион в России. Румынский фронт. Переправа через Дунай.
1916. Британский бронедивизион в России. Румынский фронт. Переправа через Дунай.
1916. Британский бронедивизион в России. Западный фронт. Ремонт бронеавтомобиля Lanchester поврежденного во время боя в Галиции.
1916. Британский бронедивизион в России. Западный фронт. Ремонт бронеавтомобиля Lanchester поврежденного во время боя в Галиции.
1917. Британский бронедивизион в России Западный фронт.  Бронеавтомобиль Lanchester. Галиция
1917. Британский бронедивизион в России Западный фронт Бронеавтомобиль Lanchester. Галиция.
1917. Офицеры Британского бронедивизиона в России rоколо броневавтомобиля  Lanchester  в Галиции. Офицер с раненной рукой - лейтенант Тернер.
1917. Офицеры Британского бронедивизиона в России rоколо броневавтомобиля Lanchester в Галиции. Офицер с раненной рукой — лейтенант Тернер.
Чины Британского бронедивизиона в России отдыхающие около броневика Ланчестер.
Чины Британского бронедивизиона в России отдыхающие около броневика Ланчестер.
1916. Английские и русские солдаты и офицеры у бронемашины «Форд» Британского бронедивизиона.
Форд Т, бронированный по проекту старшины Галтериджа.
Форд Т, бронированный по проекту старшины Галтериджа.
1917. Похороны погибшего товарища  Тирасполь.
1917. Похороны погибшего товарища Тирасполь.
1917.  Артилеристы  Британского бронедивизиона в России  за чисткой орудия. Галиция.
1917. Артилеристы Британского бронедивизиона в России за чисткой орудия. Галиция.
1917. Бронеавтомобиль Lanchester Британского бронедивизиона в России среди других автомобилей подразделения в том числе санитарных.
1917. Бронеавтомобиль Lanchester Британского бронедивизиона в России среди других автомобилей подразделения в том числе санитарных.
1917. Британский бронедивизион в России Западный фронт. Галиция.
1917. Британский бронедивизион в России Западный фронт. Галиция.
1917. Броневики Британского бронедивизиона в снегу. Галиция.
1917. Броневики Британского бронедивизиона в снегу. Галиция.
1917. Грузовик Остин с рентгеновской станцией Англо-Русского госпиталя в Черновцах. Западный фронт.
1917. Грузовик Остин с рентгеновской станцией Англо-Русского госпиталя в Черновцах. Западный фронт.
1917. Чины Британского бронедивизиона в России при эвакуации 92-го Хирургичесeского госпиталя под руководством Florence MacDowell во время большого отступления Подгаец, близь Тарнополя. Галиция .
1917. Чины Британского бронедивизиона в России при эвакуации 92-го Хирургичесeского госпиталя под руководством Florence MacDowell во время большого отступления Подгаец, близь Тарнополя. Галиция .
1917. Башня Бронеавтомобиля Lanchester Британского бронедивизиона в России ( возможно , лейтенанта Ингейла).
1917. Башня Бронеавтомобиля Lanchester Британского бронедивизиона в России ( возможно , лейтенанта Ингейла).
1917. Мобильное рентгеновское оборудование Англо-русского госпиталя. Липканы .Бессарабия.
1917. Мобильное рентгеновское оборудование Англо-русского госпиталя. Липканы .Бессарабия.
За мужество, проявленное в боях совместно с подразделениями Российской армии, бойцы бронедивизиона неоднократно награждались российскими наградами, вот что об этом говорится в документах найденных в Британском военно — историческом архиве.
Отрывок из отчёта Локкер-Лэмпсона: «…Перед отъездом из Могилева я был приглашен 11 октября (1916 года) на аудиенцию и завтрак к Его Императорскому Величеству, который высоко оценил действия наших войск на Кавказе. 17-го октября части под командованием коммандера Грегори оставили Карс, а сам коммандер был принят 19-го октября Великим князем Николаем Николаевичем, который вручил ему 6 Георгиевских крестов и 11 Георгиевских медалей для награждения отличившихся в боях на равнине Муша…»
Письмо генерала Корнилова: Штаб Командующего армиями Юго-Западного фронта, 10 1917 г. № 10817. Коммандеру Оливеру Локкеру Лэмпсону: «Дорогой сэр, Получив доклад о мужестве личного состава R.N.A.S. под Вашим командованием в ходе боевых действий в последние дни, я полагаю своим долгом выразить Вам, Вашим офицерам и рядовым мою искреннюю и сердечную благодарность за героизм и помощь в отражении атак нашего безжалостного врага.
Направляю Вам 24 креста Св.Георгия для награждения по Вашему усмотрению наиболее отличившихся; кроме того, прошу Вас представить, по возможности в короткие сроки, список других военнослужащих, достойных, по Вашему мнению, Георгиевской награды. Одновременно прошу Вас направить мне список тех офицеров, которые заслуживают награждения, с описанием их действий.
Для меня большое удовольствие воспользоваться этой возможностью наградить храбрых офицеров и солдат, а Вас прошу принять мою сердечную благодарность и признательность».
Генерал Л.Корнилов
Приказ по 7 Армии №971 от 17 июля 1917 г. «За беззаветную доблесть и выдающиеся мужество и преданность долгу, проявленные в боях 8-12 июля 1917 г. Ротами 3,5 самокатных батальонов, Британским и 7 бронедивизионами, жалую по 10 Георгиевских крестов и по 10 Георгиевских медалей на роту, пулеметную команду и по 5 Георгиевских крестов и 5 Георгиевских медалей на каждое броневое отделение.»
А всего, за два года участия в сражениях совместно с Российской армией, около 100 бойцов отряда получили Георгиевские кресты 4-й степени, из них полтора десятка были награждены также крестами 3 -й степени и один — C.P.O. F.2863 John MacFalane посмертно получил Георгиевский крест 2-й степени к двум уже имеющимся.
Около 100 солдат получили Георгиевские медали «За храбрость» 4-й степени и один из них был удостоен также 3-й степени этой медали. Примерно 400 солдат получили российские медали «За Усердие», в основном на Станиславовской ленте и около 20 на Аннинской ленте.

Источники:

B.Perrett,A.Lord The Czar»s British Squadron.William Kimber.London, 1981
Награды императорской России 1702 — 1917 гг.
Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили русской армии. 1906-1917. М., 2000
Imperial War Museums

СТАРИННЫЕ АВТОМОБИЛИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *