Одна из первых попыток организации массового производства легковых автомобилей в постреволюционной России принадлежала 1-ому БТАЗ (Бронетанковому заводу, бывшему Руссо-Балту в Филях). На его площадях к концу августа 1921 г. уже работали 196 станков, кузница, инструментальный цех и завод присупил к ремонту грузовиков и бронеавтомобилей.
Одновременно в Филях с августа 1921 г. начали изготавливать детали и узлы для собственного производства легковых машин (всего было произведено три прототипа и 38 комплектов деталей для последующего мелкосерийного производства). Собранный 8 октября 1922 г. автомобиль Промбронь представлял собой модернизированный «Руссо-Балт С 24—40» XVIII серии: распределительный вал, сделанный заодно с кулачками, новая рама ветрового стекла, алюминиевые защитные диски на колесах, наличие генератора для электрического освещения, установлен трубчатый передний бампер. Все детали автомобиля, за исключением подшипников качения, карбюратора и магнето, изготовлены у нас в стране из отечественных материалов. До 1926 г. изготовили 22 однотипные легковые машины.
Эта модель участвовала во Всероссийском автомобильном пробеге
Москва – Петроград – Москва от 16 сентября 1923 года. В тот день от команды «Промбронь» участвовало три экипажа — два на новых
Руссо-Балтах (шасси № 1 и № 3) и один старый, отремонтированный на заводе № 1. Автомобиль, с Российским флажком, оснастили дополнительной фарой — располагалась она возле водителя справа, запасными шинами. На советском автомобиле впервые появился такой элемент как бампер. Пробег выдался очень серьёзным, автомобили в восемь этапов, преодолевая российские дорожные невзгоды, проехали через половину европейской части страны.
Автомобиль на испытаниях в НАТИ
Первый из 2-х автомобилей до финиша не добрался, хотя во время пробега принял участие в гонке на одну версту. Второй автомобиль заводской команды прошёл весь пробег с многочисленными трудностями и в общем классификации стал последним, 25-м, завоевав максимальное количество штрафных очков. Участие в этом пробеге наглядно показало, что конструкция обновлённого С 24/40 была ещё очень сырая, но это был первенец молодой Советской республики и получился он таким, какими смогли на тот момент его сделать лучшие мастера автомобильного дела. Страна набирала обороты, уже начали выпускать серийно первые грузовики, но тропинка к легковым автомобилям будет протоптана ещё не скоро…
Руссо-Балт тип С 24/40 обр. 1922 года:
Мотор
Нормальное число оборотов 1800 в минуту, мощность 45 л.с.
Максимальная скорость – 85 верст в час. (90 км/ч).
Диаметр цилиндра – 105 мм. Ход поршня – 130мм.
Коленчатый вал из хромо-никкелевой стали большого сопротивления покоится
на 3-х подшипниках, прикрепленных к верхней части станины.
Двигатель установлен на вспомогательной раме
Карбюратор
Автоматический, системы “Зенит – 42” с подогревом то выпускной трубы,
с регулированием интенсивности нагрева. Регулировка количества смеси
производится рычажком на рулевом колесе. Регулировка количества смести
производится рычажком на рулевом колесе и малой ножной педалью.
Магнето
“Бош Цет–Б4” высокого напряжения с левым вращением.
Порядок зажигания I, III, IV, II.
Смазка
Циркуляционная под давлением, производится зубчатым насосом,
находящимся в нижней части станины
Охлаждение
Водяное, состоящие из центрального насоса типа “соты”,
снабжённого вентилятором. Холодильник установлен на шаровых цапфах
Сцепление
Обратным конусом, алюминиевым, обтянутый кожей.
Соединение между конусом и коробкой снабжено карданными сочленениями
Коробка скоростей (КПП)
4 скорости переднего хода и 1 заднего.
Коробка установлена на вспомогательной раме.
Передача
Карданный вал, защищённый кожухами.
Дифференциал с передаточным отношением шестерен 1:3
(в дальнейшем предполагалось перейти на 1:4)
Тормоза
Два независимых: 1) центральный, действующий на вал коробки скоростей и
приводимый в действие ножной педалью. 2) Действующий на тормозные барабаны
задних колёс – приводимый в действие рычагом на правой стороне шасси.
Колеса
С металлическими ободами, деревянными спицами
( и декоративными колпаками). Шины пневманические, размера 880 x 120 мм.
Рессоры
[Полуэллиптические, 5 шт.] Задняя подвеска автомобиля произведена при помощи
[ дополнительной ] поперечной рессоры
Кузов
Торпедо, шестиместное, включая место для шоффера.
Американский вверх с брезентовым чехлом. Расположение руля – справа
Общие размеры
Наибольшая длина – 4690 мм., наибольшая ширина – 1630 мм.,
Расстояние между осями (база) – 3200 мм.,
расстояние между колёсами (колея) – 1365 мм.
Источники: