История известной английский автомобильной фирмы «Кроссли»
начинается в 1860 году, когда братья Кроссли приобрели лицензию на
производство стационарных 4-тактных двигателей системы «Отто» (Otto). В начале нынешнего века фирма «Джерротт энд Леттс» (Jarrott & Letts), торговавшая французскими и американскими машинами, предложила»Кроссли» взяться за создание высококачественного британского автомобиля.Первый легковой «Кроссли» с 4-илиндровым мотором мощностью 22 л.с.разработал инженер Дж.Кричли . уже работавший до того в английском отделении «Даймлера» (Daimler). В 1906 году появился второй «Кроссли» с мотором мощностью 40 л.с.
Первые машины снабжались цепным приводом задних колес. Карданный вал впервые появился в 1906 году на модели «20/26 HP». В те годы фирма «Кроссли» одной из первых в Англии стала станавливать на автомобили тормоза на всех колесах.
Одной из наиболее популярных моделей стала «12 HP», впервые
появившаяся в 1909 году. Потом она превратилась в «15 HP», но лучше
всего ее знали под названием «Шелсли» (Shelsley). Модель выпускалась в многочисленных исполнениях, а самым популярным был спортивный вариант, конструкция которого стала классической для типичного британского спортивного автомобиля начала века. Модели «15 HP» и «Шелсли» привлекали покупателей красивыми формами, специфической облицовкой радиатора, утонченной отделкой кузова. «Шелсли» принесла «Кроссли» высокий авторитет в спортивном мире.
Но наибольший успех она завоевала в секторе престижных машин
высшего класса. «Шелсли» развивала высокую скорость, двигатель
работал почти бесшумно. Кстати, для британской глубинки делали
усиленные варианты «15 HP» со сдвоенными задними шинами, как у
грузовиков. По ряду причин после войны фирма не стала продолжать
работу по развитию этого популярного автомобиля, заявки на который лежали в портфеле «Кроссли».
Во время первой мировой войны наиболее прочный и мощный
«Кроссли-20/25НР» был принят на вооружение британской армии.
Автомобили перевозили членов генералитета, применялись для
транспортировки боеприпасов. Выпускался санитарный вариант, на его базе изготовляли броневики.
В мае 1916 года военное ведомство подписало с британской компанией БЕКОС договор на строительство Казённого завода военных самоходов в Мытищах (КЗВС), рассчитанного на производство 3000 штабных и санитарных автомобилей в год. Прототипом этих автомобилей должны были стать именно Crossley . В так называемом «Русском гараже» (один из заводских цехов, где шла постройка опытных автомашин по заказу России) фирмы «Кросслей» в Манчестере (Англия) в октябре 1917 года были построены две опытные машины под маркой КЗВС – штабной легковой автомобиль и санитарный фургон.Однако сам завод до конца 1917 года не был достроен, производство автомобилей там так и не началось.