В дореволюционные времена Бенц был самой популярной маркой автомобилей в России.
И, возможно, самой первой. В 1894 году фирма Benz & Co. официально экспортировала первый автомобиль в Россию. Машина попала в Москву. Генеральным представителем фирмы стала техническая контора «Карл Шпан» с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве. До 1897 года контора продала в России 19 легковых автомобилей Benz. Они поступили в Петербург, Москву, Одессу, Николаев и Варшаву. Другие торговые агенты также импортировали «бенцы» в XIX веке: М. У. Ландесман в Одессе, Г. Г. Мейер в Риге, Краусп и Шюманн в Ревеле, П. Пироне в Баку, В. Форселиус в Або (ныне Турку, Финляндия). Зажиточные подданные империи привозили «бенцы» из Германии и Франции и в частном порядке.
Первый в Петербурге автомобиль появился на улицах 9 августа 1895 года. На следующий день почти все городские газеты дали сообщения об этом. Каждая на свой лад расписывала первую «коляску без лошадей», которая прокатила по проспектам и улицам столицы на Царицын луг (ныне Марсово поле). «Петербургская газета» сообщила, что это был «мотор ваген», представляющий собой обычный четырехместный экипаж. Управлялся он с переднего сидения, «напоминавшего удобные и мягкие кучерские козлы , где могут поместиться двое седоков». «Биржевые ведомости» указали некоторые технические данные первенца. Его вес — 52 пуда 30 фунтов (864 кг). Он мог развивать скорость 26 верст в час (26,6 км/ч). Запас горючего был достаточен для шестичасовой езды. По утверждению газеты, за автомобиль было уплачено 3000 рублей. «Петербургская газета», а вслед за ней и «Биржевые ведомости» назвали имя того, кто осмелился пойти наперекор молве и предрассудкам и отвалил сумасшедшую по тем временам сумму денег за проклятое церковью «творение сатаны». Это был петербургский архитектор А. К. Жиргалев. После показа своей покупки жителям Петербурга А. К. Жиргалев на автомобиле с Марсова поля поехал в Павловск.
В дореволюционной России марка Бенц быстро стала одной из самых распространенных. В 1913 году в Санкт-Петербурге из 2016 частных автомобилей 201 были марки Бенц. Россия в те годы занимала второе место в экспортной строке фирмы после Южной Америки: в 1912-1913 годах в нашу страну отправили 304 автомобиля Бенц. Фирма была одной из немногих, кто предпочитал работать в России без посредников в виде технических контор и торговых домов, а напрямую через собственные отделения. «Бенц и К, акционерное общество газомоторных двигателей Мангейм-Гагенау» для устранения посредников между фабрикой и покупателем открыло Санкт-Петербургское отделение» — сообщал журнал «Автомобиль» №6 за 1911 год. Вслед за Петербургом собственное отделение Бенц и К в 1912 году появляется и в Одессе на Ришельевской улице, дом 11. И только в Москве марку представлял Густав Лист — известнейший и уважаемый промышленник. С началом войны все отделения закрыли, а находившиеся в них автомобили реквизировали, передав их в собственность казны. Попавшие в автомобильные войска Русской Императорской Армии служили долго и исправно- настолько высоким оказалось их качество. Некоторые экземпляры пережили не только Первую мировую, но и революцию и гражданскую войну.
[…] Начало […]