Моторы Романовых

Российская императорская  семья не была чужда техническим новинкам своего времени. Популярны были и велосипеды, и фотография, и , наконец, автомобили. Первое  личное  знакомство  Николая  II  со  средствами передвижения  на  базе  двигателя  внутреннего  сгорания относится  к  лету  1895  г.: «Митя (в.кн. Дмитрий Константинович) показывал  свой  новый бензиновый экипаж, на кот. я прокатился низом Александрии» (запись в дневнике от 13 августа 1895 г.).
Летом  1896  г.  царь  посетил  Нижегородскую  выставку,  на которой  ему  был  представлен  автомобиль,  собранный  на фабрике П. А. Фрезе с двигателем Яковлева.
1896. Первый русский автомобиль Яковлева- Фрезе.
Во  время  визита  Николая  II  в  Париж  (1896)  сотрудники фирмы Де Дион  Бутон предложили вниманию императора автомобиль, но «император предпочел  подождать, чтобы  лимузин  был  доведен  до совершенного  состояния…  очертания  машины  были  самые примитивные. Она  была  похожа  на  квадратный  ящик  с двигателем сзади».

Тогда же, осенью 1896 г., будучи в Германии, на родине своей жены, Николай II вместе со своим шурином великим герцогом Гессенским Эрнстом  совершает  несколько  поездок  на автомобиле  по  Франкфурту  и  окрестностям  Дармштадта.

1904. За рулем автомобиля Opel 30-32 PS System Darracq, Эрнст-Людвиг великий герцог Гессенский, шурин II. Рядом водитель Георг Лаун.
В 1901 году великие князья Кирилл и Борис Владимировичи уже «катали своих европейских кузин (Марию, крон-принцессой Румынии, кузину Викторию и будущую инфанту Испании Беатрису) на нашем лимузине, или „автомобиле», как тогда назывались машины, и изъездили Французскую Ривьеру вдоль и поперек. Лимузины тогда были в новинку, и мы принадлежали к небольшой группе автомобильных пионеров. Наш „Пангард-Лавассьер» обладал мощностью в целых двенадцать лошадиных сил. Его двигатель заводился, как примус, он фырчал, содрогался и издавал ужасающий шум. Тормоза были небезопасны, а передние колеса — меньше задних, потому забираться в машину приходилось сзади. Тем не менее этот первенец автомобилестроения успешно справлялся со всеми крутыми подъемами гористой местности и зарекомендовал себя как вполне надежное и эффективное средство передвижения». Гостя в 1903 году в Германии Кирилл Владимирович имел с собою уже два автомобиля сразу :» одна маленькая, о которой я уже рассказывал, другая — большой шестиместный прогулочный автомобиль, неповоротливый, как омнибус. Несмотря на свои шесть цилиндров, он работал хуже, чем маленькая машина, и постоянно ломался, зато имел серебряный сервиз для пикников. На заре автомобильной эпохи езда на машине была довольно беспокойным занятием, во-первых, из-за частых неисправностей, а во-вторых, из-за множества людей и животных, попадавшихся на пути. К тому же, автомобили считались „забавой богачей», и их владельцы поневоле попадали в разряд капиталистов, а следовательно угнетателей народа. Мне часто случалось сталкиваться на дорогах с людьми, которые открыто и в разных формах выражали негодование в мой адрес. Кроме социальной, была еще и другая, более понятная причина нелюбви к автомобилям — они просто-напросто наводили ужас на все живое вокруг. Цыплята разлетались во все стороны, собаки спасались бегством, лошади в страхе пятились назад, опрокидывая повозки в канавы. Мне не раз приходилось возмещать ущерб, вдобавок следовало платить дорожную пошлину. Часто останавливала полиция, и нужно было давать объяснения. В досаде я поменял номерной знак на корону и прицепил специальный флажок на капот, что значительно упростило мне жизнь.» До 1903 года обзавелся автомобилем марки Дион-Бутон младший брат императора — Михаил Александрович. Николай  II впервые упоминает в дневнике о его автомобиле 12 мая 1904 г.:« В среду,  к  обеду  приезжал  в  Царское  Село  Миша  из  лагеря на автомобиле». Он же и был первым «шоффером» царя.
Позже от водил более современный Бразье ( сборки петербургского ТД Победа).
1909 Автомобиль Бразье Великого князя Александра Михайловича. Рядом Великая княгиня Ольга Александровна. Внутри Великий князь Михаил Александрович. и Великая княгиня Ксения Александровна.
Ннсколько не отставала от младшего сына вдовствующая императрица Мария Федоровна. Уже в 1902 году она приобрела свой собственный автомобиль, который прослужил ей целых 10 лет.
1914. Вдовствующая императрица Мария Федоровна садится в автомобиль Даймлер после посещения санитарного поезда.Петроградская губ.Царское Село.
1914 09 05. Группа высшего офицерского состава встречает автомобиль с императрицей Марией Фёдоровной.Петроград.
1910. Лейб-казак вдовствующей императрицы Марии Романовой, матери последнего русского царя Николая II. Около автомобиля Делоне-Бельвиль
Гатчина. Автомобиль императрицы-матери.
Первый гараж для ее машины был обустроен в Аничковом дворце, где, она собственно, и проживала. Второй автомобиль вдовствующей матери выбирал лично Николай. Им стал Brasier 1913 года с кузовом ландо-лимузин, приехавший прямиком с Парижской автомобильной выставки и оснащавшийся
5,3-литровым бензиновым мотором мощностью 24 л. с., пневматическим стартером, электрическим освещением .
1915. Посещение вдовствующей императрицей Марией Федоровной госпиталя во Львове.
1916. Автомобиль Бразье. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, прибывшая на Киевский вокзал для встречи сына-императора Николая II, Киев.
1916. Вдовствующая императрица Мария Федоровна около автомобиля Опель с внуком Андреем. Автомобиль Опель.
1916. Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна с внуком Андреем. Автомобиль Опель.
1916. Роллс-Ройс #28 PD кузов Hooper Landaulette — изготовленный для ЕИВ Марии Фёдоровны. Отгрузить не успели.
1919. Последние дни выживших Романовых в Крыму . Перед эмиграцией. Автомобиль Argyll
1925 Вдовствующая императрица Мария Федоровна со своим телохранителем Тимофеем Ящиком возле церкви Св. Александра Невского в Копенгагене.
14 июня 1907 года Вел.князь Гавриил Константинович отправился «в Петергоф на моем новом автомобиле — большой заказанный не поспел к производству и фирма «Победа» дала мне временно автомобиль Ришар-Бразье.»
У него же позже был ( в 1912 году) также маленький автомобиль, двухместная карета Русско-Балтийского завода, очень удобный и уютный.
Примерно такой.
1912 Великий князь Андрей Владимирович  в автомобиле Бенц
1912. Великий князь Андрей Владимирович (слева в автомобиле) и генерал-адъютант Н. И. Иванов в автомобиле Бенц направляются к месту парада в Киеве.
1912 Великий князь Андрей Владимирович
1912. Великий князь Андрей Владимирович (слева в автомобиле) и генерал-адъютант Н. И. Иванов в автомобиле Бенц .
1915 Великий князь Андрей Владимирович на месте гибели 20-го корпуса. Фольварк Млынск
1914. Delaunay-Belleville . Командир лейб-гвардии Атаманского полка генерал-майор Сергей Владимирович Евреинов и Великий Князь Борис Владимирович.
1914 Великий князь Борис Владимирович У штаба Лейб- Гвардии Атаманского полка. Автомобиль Аргус.
1915 Великий князь, ген.-майор свиты Борис Владимирович , Богаевский Африкан Петрович командир Командир лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. В автомобиле Паккард.
1909. Руссо-Балт С 24/30 No7 IV Фрезе сделанный по заказу принца А.П. Ольденбургского .
1910. Член Императорской фамилии Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский у автомобиля. Benz 24/40 во время автопробега Новороссийск-Гагры.
1910. Принц А.П. Ольденбургский в Гаграх со совим Бенцем.
1911 Бенцы принца А.П. Ольденбургского в его имении в Гаграх.
1912. Великий Князь Николай Николаевич на Больших маневрах во Франции в автомобиле Рено.
1912. Великий Князь Николай Николаевич на Больших маневрах во Франции в автомобиле Рено.
1913. Бенц Великого князя Николая Николаевича. Чудов монастырь. Москва.
1914. Великий князь Николай Николаевич принимает рапорт в Ставке. Барановичи. Автомобиль Мерседес.
1914 Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич . Мерседес. Ставка Верховного Главнокомандующего . Барановичи.
1914. Верховный главнокомандующий, вел. князь Николай Николаевич направляется от автомобиля на смотр войск, выстроенных у колокольни в Ставке верховного главнокомандующего в Барановичах. Автомобиль Mercedes.
1915. Николай Николаевич в автомобиле Рено с представителем французской военной миссии. Ставка. Могилев .
1916. Benz 33-75 . Главнокомандующий кавказской армией Великий князь Николай Николаевич на фронте .
1916. После взятия Эрзерума и перед Трапезундом Великий князь Николай Николаевич . Смотр солдат -победителей.
1916. Benz 33-75 . Главнокомандующий кавказской армией Великий князь Николай Николаевич на фронте .
1916. Benz 33-75 . Главнокомандующий кавказской армией Великий князь Николай Николаевич на фронте .
1916. Великий князь Николай Николаевич и генерал Юденич. Автомобиль Пирс-Эрроу.
1913. II Международный пробег . Первая машина слева Панар-Левассор великого князя Кирилла Владимировича. За рулём он с супругой Викторией Фёдоровной. Швеция.
1913. Автомобиль Панар-Левассор. Пробег на Приз Великой Княгини Виктории. Великий князь Кирилл Владимирович и Виктория Федоровна.
1909. «Русско-Балтийский» тип С 24-30. Великий князь Константин Константинович, рядом с ним сидит супруга, великая княгиня Елизавета Маврикиевна, а напротив сыновья Игорь и Иоанн.
1911. Визит великого князя Константина Константиновича в Ташкент. У военного Спасо-Преображенского собора. Автомобиль Бразье.
1911. Посещение Великим князем Константином Константиновичем Ташкентского кадетского корпуса. Автомобиль Бразье.
1913. Великий князь Константин Константинович станции Александровской Николаевской железной дороги .Санкт-Петербург.
1914 Посещение генерал-инспектором Военно-учебных заведений Великим князем Константином Константиновичем Тифлисского военного училища.
1913 . Генерал-инспектор артиллерии Великий Князь Сергей Михайлович, шофёр, генерал от инфантерии Л.Л. Драке, адьютант Великого Князя поручик В.Л.Драке у автомобиля Делоне-Бельвиль. Санкт-Петербург.
1904 Великая княгиня Ксения Александровна с дочерью Ириной около автомобиля Бразье.
1904 Вдовствующая Императрица Мария Федоровна со своими детьми : Михаилом, Ольгой, Ксенией, зятем Великим князем Александром Михайловичем и внучкой Ириной Александровной на автомобильной прогулке. Автомобиль Бразье.
1904. Романовы на автомобильной прогулке около Гатчины. Автомобиль Бразье.
1904. Романовы на автомобильной прогулке около Гатчины. Автомобиль Бразье.
1909-1912. Делоне-Бельвиль.Великая княгиня Мария Павловна -младшая в бытнось свою шведской принцессой. Замок Оукхилл. Швеция
1910. Высшие чины пожарных частей встречают приехавшую на смотр великую княгиню Марию Павловну-старшую. Автомобиль Делоне-Бельвиль. Фотография ателье Буллы.
1911. Великая княгиня Мария Павловна выходит из автомобиля Делоне-Бельвиль . Санкт-Петербург.
1914 06 27. Великая княгиня Мария Павловна (в центре) направляется к автомобилю. Санкт-Петербург.
1915. Великая княгиня Мария Павловна отъезжает в автомобиле Рено после окончания смотра Крестовского отдела Петроградского пригородного пожарного общества.
Metallurgique 40-75 л.с. 4 цилиндра, кузов особый фаэтон-де-люкс от Van den Plas Великого князя Дмитрия Павловича.
Metallurgique 40-75 л.с. 4 цилиндра, кузов особый фаэтон-де-люкс от Van den Plas Великого князя Дмитрия Павловича.
Metallurgique 40-75 л.с. 4 цилиндра, кузов особый фаэтон-де-люкс от Van den Plas Великого князя Дмитрия Павловича.
Metallurgique 40-75 л.с. 4 цилиндра, кузов особый фаэтон-де-люкс от Van den Plas Великого князя Дмитрия Павловича.
Metallurgique 40-75 л.с. 4 цилиндра, кузов особый фаэтон-де-люкс от Van den Plas Великого князя Дмитрия Павловича.
1914. Автомобиль Даймлер. Президент Французской республики Пуанкаре и Великий князь Георгий Михайлович у малого подъезда Эрмитажа.
1915. Великий Князь Георгий Михайлович объезжает форты Михайловской крепости на автомобиле Бенц Аджария, Батум.

1915 Великий Князь Георгий Михайлович объезжает форты Михайловской крепости на автомобиле Бенц . Аджария, Батум.



1906 . Великий князь Владимир Александрович (в машине, в центре) и личный адъютант великого князя граф Михаил Николаевич Граббе. Автомобиль Бразье.

Продолжение следует

Источники:

  1. Мосолов А. А. При дворе последнего императора: Записки начальника канцелярии министра двора. СПб., 1992.
  2. И.В. Зимин ИМПЕРАТОРСКИЙ ГАРАЖ
  3. Великий Князь Гавриил Константинович «В мраморном дворце» Нью-Йорк 1955г.
  4. Великий Князь Кирилл Владимирович. Моя жизнь на службе России .
  5. Коллекция Фердинанда Тормейера. Самодержавная Русь
  6. Старинные автомобили и кареты
  7. Последние дни Романовых в Крыму
  8. И. Баранцев «В своем балтийском моторе»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *