Mercedes в России

Осенью 1881 г. руководство газомоторной фабрики Deutz из Кёльна поручает Готлибу Даймлеру изучить возможности сбыта газовых двигателей в России. Трехмесячное путешествие по железной дороге проходило через Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Новгород, Тулу, Харьков и Одессу. Свои впечатления он записывал в дневник, делал карандашные зарисовки русских зданий и ландшафтов. Даймлер убедился, что для фирмы Deutz Россия является весьма перспективным рынком, но деловые отношения не были построены по причине его ухода из фирмы. Дальнейшее усовершенствование Даймлером стационарных газовых двигателей привело в итоге к созданию быстроходного и легкого двигателя внутреннего сгорания, ставшего основой автомобилестроения.

Даймлер отправился в командировку в Россию за пять лет до изобретения автомобиля в 1886 г. Не исключено, что решающий импульс к созданию автомобиля он получил во время своего долгого железнодорожного путешествия по России. За три месяца до своей смерти в марте 1900 г. он записал: «…Переполненные летние поезда и зависимость от маршрутов железных дорог были мне противны и привели к мысли о самостоятельном передвижении и т.д…». Таким образом, его поездку можно рассматривать также и как своего рода предвестницу создания российской автомобильной промышленности.

Уже в 1887—1888 гг. Даймлер зарегистрировал в России три патента — на свой двигатель, автомобиль и теплоход. Как свидетельствуют записи в одном из первых торговых реестров, поначалу в Россию поставлялись двигатели.

Даймлер не забыл свою поездку в Россию и сразу же нашёл там партнёра – московскую Техническую контору «Филипп и К°». В 1890–1894 годах при её посредничестве было продано 14 стационарных двигателей, три лодочных мотора (один из них для Морского ведомства) и один моторный пожарный насос. Предприниматель Тунибеков из Тифлиса приобрёл в 1893–1896 годах три газовых и керосиновых двигателя Daimler.

Продажа первого самодвижущегося экипажа Daimler в Россию произошла в сентябре 1897 года. Торговый дом Deurer & Kaufmann в Гамбурге заказал легковой автомобиль и записал в своём регистре адрес получателя – Sibirien (Сибирь). Куда именно была отправлена та машина и как звали сибирского покупателя сейчас уже выяснить невозможно, но именно с неё начинается история автомобилей Daimler в нашей стране.

Зато известно имя владельца второй машины Daimler в Российской империи – председатель правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк. 10 мая 1898 года он заказал через фирму «Филипп и К°» легковой автомобиль Daimler модели Phaёton, шасси № 187 с двигателем № 1708. Только 30 марта 1899 года машину отправили в Россию.

Следующий автомобиль Daimler контора продала в Москве только в 1902 году, после чего её интерес к немецким самобеглым коляскам пропал.

Автомобили Daimler активно участвовали в многочисленных автогонках и автопробегах того времени. В 1910 году в гонках участвовал автомобиль Mercedes Николая Рябушинского. Его братья Сергей и Степан в 1915 г. основали AMO — российское автомобильное производство промышленного масштаба. В 1913 г. телеграммой из Москвы автомобиль Mercedes заказал в Унтертюркхайме композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов.

В начале ХХ века в целях увеличения объемов продаж компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) стремилась к созданию специального производства для России. Первым партнером в этом деле стал русский автоконструктор Борис Луцкий (Boris Loutzky). Совместно c DMG он участвовал в производстве грузовиков в Берлин-Мариенфельде и автомобиля Daimler-Loutzky-Motor.

Количество салонов продаж также значительно увеличилось: их перечень 1912/13 гг. включал наряду с московским филиалом, тогда называвшимся Генеральным представительством (Неглинный пр.15, напротив Государственного банка России), также торговые дома в Одессе, Санкт-Петербурге, Риге, Харькове, Баку и Киеве.

Начиная с 1905 года в числе покупателей автомобилей Mercedes и царский двор: в этом году было поставлено пять «Мерседесов». В 1912 году DMG становится Поставщиком двора его Императорского Величества и в России продается максимальное число автомобилей за весь дореволюционный период — 134. Это примерно соответствовало девяти процентам от всего производства и 14% от его экспортной доли. В этом году Россия заняла третье место в числе экспортных партнеров предприятия: ее опережали только Франция и, незначительно, Англия. В период с 1908 по 1918 год в Россию было продано в общей сложности 466 автомобилей.

1898. На фоне грузового автомобиля Daimler слева направо Готтлиб Даймлер,  Борис Луцкий , Вильгельм Майбах.
1898. На фоне грузового автомобиля Daimler слева направо Готтлиб Даймлер, Борис Луцкий , Вильгельм Майбах.
1898. Фаэтон от Даймлера. Владелец Н.К. фон Мекк, Москва.
1898. Фаэтон от Даймлера. Владелец Н.К. фон Мекк, Москва.
1901. Испытание автомобиля с бензиновым мотором конструкции Б.Г.Луцкого грузоподъемностью 5 тонн, построенного на заводе Даймлера (г. Мариенфельд) .Петербург.
1901. Испытание автомобиля с бензиновым мотором конструкции Б.Г.Луцкого грузоподъемностью 5 тонн, построенного на заводе Даймлера (г. Мариенфельд) .Петербург.
1901. Испытание автомобиля с бензиновым мотором конструкции Б.Г.Луцкого грузоподъемностью 5 тонн, построенного на заводе Даймлера (г. Мариенфельд) .Петербург.
1901. Испытание автомобиля с бензиновым мотором конструкции Б.Г.Луцкого грузоподъемностью 5 тонн, построенного на заводе Даймлера (г. Мариенфельд) .Петербург.
1901. Испытание автомобиля с бензиновым мотором конструкции Б.Г.Луцкого грузоподъемностью 5 тонн, построенного на заводе Даймлера (г. Мариенфельд) .Петербург.
1901. Борис Григорьевич Луцкий демонстрирует Его Величеству свою Моторную телегу. Санкт-Петербург,  Марсово поле.
1901. Борис Григорьевич Луцкий демонстрирует Его Величеству свою Моторную телегу. Санкт-Петербург, Марсово поле.
1907. Автомобили фирмы Мерседес -экспонаты Первой международной автомобильной выставки в Михайловском манеже. СПб.
1907. Автомобили фирмы Мерседес -экспонаты Первой международной автомобильной выставки в Михайловском манеже. СПб.
1907-05. 1-я Международная автомобильная выставка в Михайловском манеже Экспонат фирмы Мерседес-автомобиль в 70 лошадиных сил, стоимостью 21000 рублей.
1907-05. 1-я Международная автомобильная выставка в Михайловском манеже Экспонат фирмы Мерседес-автомобиль в 70 лошадиных сил, стоимостью 21000 рублей.
1908. Победитель гонки Санкт-Петербург–Москва немецкий гонщик Виктор Эмери  Mercedes GP, укомплектованный четырехступенчатой коробкой передач, развивал скорость 160 км/ч.
1908. Победитель гонки Санкт-Петербург–Москва немецкий гонщик Виктор Эмери Mercedes GP, укомплектованный четырехступенчатой коробкой передач, развивал скорость 160 км/ч.
1908. Пожарная линейка М.Е. Челышева со съёмной платформой на шасси грузовой машины Daimler-Marienfelde DM 2b. Москва.
1908. Пожарная линейка М.Е. Челышева со съёмной платформой на шасси грузовой машины Daimler-Marienfelde DM 2b. Москва.
1908 .Пожарная линейка М.Е. Челышева со съёмной платформой на шасси грузовой машины Daimler-Marienfelde DM 2b. Москва.
1908 .Пожарная линейка М.Е. Челышева со съёмной платформой на шасси грузовой машины Daimler-Marienfelde DM 2b. Москва.
1909. Мерседес 55-60 PH кузов Общества Моторов Даймлер графа Юзефа Потоцкого, Варшава
1909. Мерседес 55-60 PH кузов Общества Моторов Даймлер графа Юзефа Потоцкого, Варшава
1910. Mercedes 16/50 Knight . Вице- а позже и Командор пробега на приз Императора Николай Карлович фон Мекк за рулем одного из своих любимых Мерседесов.
1910. Mercedes 16/50 Knight . Вице- а позже и Командор пробега на приз Императора Николай Карлович фон Мекк за рулем одного из своих любимых Мерседесов.
1910. Mercedes 16/50 Knight Первый автопробег на приз Императора Николая II Н.К. фон Мекк, Царское село .
1910. Mercedes 16/50 Knight Первый автопробег на приз Императора Николая II Н.К. фон Мекк, Царское село .
1910. Граф Александр Дмитриевич Шереметев рядом с автомобилями Бразье и Мерседес, Санкт-Петербургская губ., усадьба Ульянка.
1910. Граф Александр Дмитриевич Шереметев рядом с автомобилями Бразье и Мерседес, Санкт-Петербургская губерния, усадьба Ульянка.
1910. Немецкий гонщик Вилли Пеге на автомобиле Мерседесъ .Первый автопробег на приз Императора Николая II. Новгород.
1910. Немецкий гонщик Вилли Пеге на автомобиле Мерседесъ .Первый автопробег на приз Императора Николая II. Новгород.
1910-е.  Военный курьер на Мерседесе.
1910-е. Военный курьер на Мерседесе.
1911  Командор Севастопольского пробега Н.К. фон Мекк за рулем своего Мерседеса  перед Николаем II. Графская пристань. Севастополь.
1911 Командор Севастопольского пробега Н.К. фон Мекк за рулем своего Мерседеса перед Николаем II. Графская пристань. Севастополь.
1911. Mercedes 90/120  Н.К. фон Мекка на корабле, Новороссийск.
1911. Mercedes 90/120 Н.К. фон Мекка на корабле, Новороссийск.
1911. Мерседес. Торговые,ряды,Орёл,
1911. Мерседес. Торговые,ряды, Орёл,
1911. Мерседес. Проскуров, Польша.
1911. Мерседес. Проскуров, Польша.
1911. Реклама.
1912. Mercedes 10/20.  Гараж Ваац в Одессе.
1912. Mercedes 10/20. Гараж Ваац в Одессе.
912 Автопробег Кёнигсберг - Рига . Гонщик В. Венцелидис.
1912 Автопробег Кёнигсберг — Рига . Гонщик В. Венцелидис.
Рекламный каталог Автомобили Мерседес. Модели 1912 г
Рекламный каталог Автомобили Мерседес. Модели 1912 г
Рекламный каталог Автомобили Мерседес. Модели 1912 г
Рекламный каталог Автомобили Мерседес. Модели 1912 г
Генерал-майор Болотов. Верстовая гонка СПб Автомобильного .клуба.
Генерал-майор Болотов. Верстовая гонка СПб Автомобильного .клуба.
1912. грузовик Daimler-Marienfelde. Испытательный пробег грузовиков Военного ведомства.
1912. грузовик Daimler-Marienfelde. Испытательный пробег грузовиков Военного ведомства.
1912. Развозной фургон Mercedes-Daimler U ½ L Nr. 4 московского универмага «Мюр и Мерилиз», регистрационный № 1548.
1912. Развозной фургон Mercedes-Daimler U ½ L Nr. 4 московского универмага «Мюр и Мерилиз», регистрационный № 1548.
Самосвал Daimler-Marienfelde DM 5b принадлежавший Виктору Фёдоровичу Эбергардту и собранный в России на заводе Лесснера.
Самосвал Daimler-Marienfelde DM 5b принадлежавший Виктору Фёдоровичу Эбергардту и собранный в России на заводе Лесснера.
Самосвал Daimler-Marienfelde DM 5b принадлежавший Виктору Фёдоровичу Эбергардту и собранный в России на заводе Лесснера.
Самосвал Daimler-Marienfelde DM 5b принадлежавший Виктору Фёдоровичу Эбергардту и собранный в России на заводе Лесснера.
Грузовик Daimler-Marienfelde DM 4a завода Посселя.
Грузовик Daimler-Marienfelde DM 4a завода Посселя.
Московская поливальная машина Daimler-Marienfelde DM 5b.
Московская поливальная машина Daimler-Marienfelde DM 5b.
1913. Автопоезд Daimler-Marienfelde DM 4a, принадлежавший Обществу М.К.Ж.Д.
1913. Автопоезд Daimler-Marienfelde DM 4a, принадлежавший Обществу М.К.Ж.Д.
1913. Автостанция в Останкине , Московская губ., Московский у., с. Останкино, НАГ и Даймлер.
1913. Автостанция в Останкине , Московская губ., Московский у., с. Останкино, НАГ и Даймлер.
1913. Командором автопробега Казань - Елабуга - Сарапул - Оса - Красноуфимск - Екатеринбург.  был Николай Карлович фон Мекк.
1913. Командором автопробега Казань — Елабуга — Сарапул — Оса — Красноуфимск — Екатеринбург. был Николай Карлович фон Мекк.
1913. Марк Николаевич фон Мекк. Мерседес номер 254. Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге.
1913. Марк Николаевич фон Мекк. Мерседес номер 254. Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге.
1913. Мерседес 14/30  Петербург .
1913. Мерседес 14/30 Петербург .
1913. Мерседес князя Альбрехта Радзивилла . Несвижский замок , Минская губерния
1913. Мерседес князя Альбрехта Радзивилла . Несвижский замок , Минская губерния.
1914. Nordbergs Mercedes A 22/50 купе, сделан по заказу для России.
1914. Nordbergs Mercedes A 22/50 купе, сделан по заказу для России.
1913 Mercedes 14/35 PS для С.В.Рахманинова. На заводском дворе.
1913 Mercedes 14/35 PS для С.В.Рахманинова. На заводском дворе.
1914. С.В. Рахманинов с дочерью Таней в своём Мерседесе. Ивановка,
1914. С.В. Рахманинов с дочерью Таней в своём Мерседесе. Ивановка,
1914. Зал продаж московского отделения Общества Моторов Даймлер.
1914. Зал продаж московского отделения Общества Моторов Даймлер.
Торговый дом Браун и Эпп продавал Mercedes в Харькове.
Торговый дом Браун и Эпп продавал Mercedes в Харькове.
1914 .Автомобиль «Мерседес-Даймлер» (Daimler-Marienfelde) с насосом Sulzer. Москва,
1914 .Автомобиль «Мерседес-Даймлер» (Daimler-Marienfelde) с насосом Sulzer. Москва,
1914.  Пожарный автомобиль на Неглинной улице. Даймлер-Лист Вторая пожарная линейка Daimler-Marienfelde DM 2b той же конструкции на пожаре в Александровском пассаже,
1914. Пожарный автомобиль на Неглинной улице. Даймлер-Лист Вторая пожарная линейка Daimler-Marienfelde DM 2b той же конструкции на пожаре в Александровском пассаже,
1914. Автомобиль «Мерседес-Даймлер» (Daimler-Marienfelde) с насосом Sulzer. Москва.
1914. Автомобиль «Мерседес-Даймлер» (Daimler-Marienfelde) с насосом Sulzer. Москва.
1914. Великий князь Николай Николаевич принимает рапорт  в Ставке. Барановичи. Автомобиль Мерседес.
1914. Великий князь Николай Николаевич принимает рапорт в Ставке. Барановичи. Автомобиль Мерседес.
1914 Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич . Мерседес. Ставка Верховного Главнокомандующего . Барановичи.
1914 Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич . Мерседес. Ставка Верховного Главнокомандующего . Барановичи.
1914. Верховный главнокомандующий, вел. князь Николай Николаевич направляется от автомобиля на смотр войск, выстроенных у колокольни в Ставке верховного главнокомандующего в Барановичах. Автомобиль Mercedes.
1914. Верховный главнокомандующий, вел. князь Николай Николаевич направляется от автомобиля на смотр войск, выстроенных у колокольни в Ставке верховного главнокомандующего в Барановичах. Автомобиль Mercedes.
1914. Mercedes 18/34 Великий князь Михаил Александрович Романов на фронте в окружении генералов.
1914. Mercedes 18/34 Великий князь Михаил Александрович Романов на фронте в окружении генералов.
1914. Командующий 1-й армией, генерал от кавалерии П.К.Ренненкампф  с группой офицеров спускается по лестнице отеля города Инстербурга, Mercedes 28/50 PS. Восточная Пруссия.
1914. Командующий 1-й армией, генерал от кавалерии П.К.Ренненкампф с группой офицеров спускается по лестнице отеля города Инстербурга, Mercedes 28/50 PS. Восточная Пруссия.
1914. Daimler-Marienfelde DM4-b, взятый по повинности, скорей всего с пивзавода Калинкина.
1914. Daimler-Marienfelde DM4-b, взятый по повинности, скорей всего с пивзавода Калинкина.
1914. Проводы в армию. Имение Мазаровичей Внуково в Краснинском уезде Смоленской губернии  . Автомобиль Mercedes.
1914. Проводы в армию. Имение Мазаровичей Внуково в Краснинском уезде Смоленской губернии . Автомобиль Mercedes.
1914. Мерседес в Р.И.А.
1914. Мерседес в Р.И.А.
1914. Мерседес в Р.И.А.  VIII корпусный авиационный отряд .
1914. Мерседес в Р.И.А. VIII корпусный авиационный отряд .
1914-1917. Мерседес в Р.И.А.
1914-1917. Мерседес в Р.И.А.
1915. 2-тонный Даймлер. 12-й  Корпусной авиаотряд , Поток, Галиция.
1915. 2-тонный Даймлер. 12-й Корпусной авиаотряд , Поток, Галиция.
1915. 2-тонный Даймлер. 12-й  Корпусной авиаотряд , Поток, Галиция.
1915. 2-тонный Даймлер. 12-й Корпусной авиаотряд , Поток, Галиция.
1915. Mercedes 14/35 лимузин , поступивший по военно-автомобильной повинности в автокоманду штаба 1-й Армии.
1915. Mercedes 14/35 лимузин , поступивший по военно-автомобильной повинности в автокоманду штаба 1-й Армии.
1915. Автомобиль-токарня в автомобильном отряде при штабе 9-ой армии. Грузовик Daimler-Marienfelde DM3-b. Гусятино. Галиция.
1915. Автомобиль-токарня в автомобильном отряде при штабе 9-ой армии. Грузовик Daimler-Marienfelde DM3-b. Гусятино. Галиция.
1915. Мерседес в РИА. 1-й Корпусной авиационный отряд.
1915. Мерседес в РИА. 1-й Корпусной авиационный отряд.
1915. Мерседес в Р.И.А.,  Кузов похож на "Гавана" производства фабрики Ильина. 28-й передовой отряд Московского автомобильного общества имени Ее Императорского Величества императрицы Марии Федоровны. Фото Петра Второва
1915. Мерседес в Р.И.А., Кузов похож на «Гавана» производства фабрики Ильина. 28-й передовой отряд Московского автомобильного общества имени Ее Императорского Величества императрицы Марии Федоровны. Фото Петра Второва
1915. Мерседес в Р.И.А.,  Кузов похож на "Гавана" производства фабрики Ильина. 28-й передовой отряд Московского автомобильного общества имени Ее Императорского Величества императрицы Марии Федоровны. Фото Петра Второва
1915. Мерседес в Р.И.А., Кузов похож на «Гавана» производства фабрики Ильина. 28-й передовой отряд Московского автомобильного общества имени Ее Императорского Величества императрицы Марии Федоровны. Фото Петра Второва
1915. Мерседес. Армейская радиостанция. Русская Императорская армия.
1915. Мерседес. Армейская радиостанция. Русская Императорская армия.
 1915. Первый передовой хирургический отряд Красного Креста при XI Армии. Ксендз костела провожает сестер милосердия в день отъезда отряда. Тарнополь.
1915. Первый передовой хирургический отряд Красного Креста при XI Армии. Ксендз костела провожает сестер милосердия в день отъезда отряда. Тарнополь.
1915.  Радиостанция на базе автобуса Даймлер-Мариенфельде DM 4b поступила в 9-ю автомобильную роту через Швецию и Финляндию уже во время войны .Альбом 9-й автомобильной роты.
1915. Радиостанция на базе автобуса Даймлер-Мариенфельде DM 4b поступила в 9-ю автомобильную роту через Швецию и Финляндию уже во время войны .Альбом 9-й автомобильной роты.
1915. Ремонт автомобиля Мерседес в мастерской авиационной роты . Псков.
1915. Ремонт автомобиля Мерседес в мастерской авиационной роты . Псков.
1916. Грузовоз  Daimler-Marienfelde DM5. Псков.  1-авиарота.
1916. Грузовоз Daimler-Marienfelde DM5. Псков. 1-авиарота.
1916. Остин и Мерседес (справа) . Русская Императорская Армия.
1916. Остин и Мерседес (справа) . Русская Императорская Армия.

Источники:

Старинные автомобили и кареты

Mercedes-Benz в России: вехи истории

История рода Фон Мекк

С. Кирилец Автомобили концерна «Даймлер» – 120 лет в России

Продолжение

One thought on “Mercedes в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *