Осенью 1881 г. руководство газомоторной фабрики Deutz из Кёльна поручает Готлибу Даймлеру изучить возможности сбыта газовых двигателей в России. Трехмесячное путешествие по железной дороге проходило через Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Новгород, Тулу, Харьков и Одессу. Свои впечатления он записывал в дневник, делал карандашные зарисовки русских зданий и ландшафтов. Даймлер убедился, что для фирмы Deutz Россия является весьма перспективным рынком, но деловые отношения не были построены по причине его ухода из фирмы. Дальнейшее усовершенствование Даймлером стационарных газовых двигателей привело в итоге к созданию быстроходного и легкого двигателя внутреннего сгорания, ставшего основой автомобилестроения.
Даймлер отправился в командировку в Россию за пять лет до изобретения автомобиля в 1886 г. Не исключено, что решающий импульс к созданию автомобиля он получил во время своего долгого железнодорожного путешествия по России. За три месяца до своей смерти в марте 1900 г. он записал: «…Переполненные летние поезда и зависимость от маршрутов железных дорог были мне противны и привели к мысли о самостоятельном передвижении и т.д…». Таким образом, его поездку можно рассматривать также и как своего рода предвестницу создания российской автомобильной промышленности.
Уже в 1887—1888 гг. Даймлер зарегистрировал в России три патента — на свой двигатель, автомобиль и теплоход. Как свидетельствуют записи в одном из первых торговых реестров, поначалу в Россию поставлялись двигатели.
Даймлер не забыл свою поездку в Россию и сразу же нашёл там партнёра – московскую Техническую контору «Филипп и К°». В 1890–1894 годах при её посредничестве было продано 14 стационарных двигателей, три лодочных мотора (один из них для Морского ведомства) и один моторный пожарный насос. Предприниматель Тунибеков из Тифлиса приобрёл в 1893–1896 годах три газовых и керосиновых двигателя Daimler.
Продажа первого самодвижущегося экипажа Daimler в Россию произошла в сентябре 1897 года. Торговый дом Deurer & Kaufmann в Гамбурге заказал легковой автомобиль и записал в своём регистре адрес получателя – Sibirien (Сибирь). Куда именно была отправлена та машина и как звали сибирского покупателя сейчас уже выяснить невозможно, но именно с неё начинается история автомобилей Daimler в нашей стране.
Зато известно имя владельца второй машины Daimler в Российской империи – председатель правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк. 10 мая 1898 года он заказал через фирму «Филипп и К°» легковой автомобиль Daimler модели Phaёton, шасси № 187 с двигателем № 1708. Только 30 марта 1899 года машину отправили в Россию.
Следующий автомобиль Daimler контора продала в Москве только в 1902 году, после чего её интерес к немецким самобеглым коляскам пропал.
Автомобили Daimler активно участвовали в многочисленных автогонках и автопробегах того времени. В 1910 году в гонках участвовал автомобиль Mercedes Николая Рябушинского. Его братья Сергей и Степан в 1915 г. основали AMO — российское автомобильное производство промышленного масштаба. В 1913 г. телеграммой из Москвы автомобиль Mercedes заказал в Унтертюркхайме композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов.
В начале ХХ века в целях увеличения объемов продаж компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) стремилась к созданию специального производства для России. Первым партнером в этом деле стал русский автоконструктор Борис Луцкий (Boris Loutzky). Совместно c DMG он участвовал в производстве грузовиков в Берлин-Мариенфельде и автомобиля Daimler-Loutzky-Motor.
Количество салонов продаж также значительно увеличилось: их перечень 1912/13 гг. включал наряду с московским филиалом, тогда называвшимся Генеральным представительством (Неглинный пр.15, напротив Государственного банка России), также торговые дома в Одессе, Санкт-Петербурге, Риге, Харькове, Баку и Киеве.
Начиная с 1905 года в числе покупателей автомобилей Mercedes и царский двор: в этом году было поставлено пять «Мерседесов». В 1912 году DMG становится Поставщиком двора его Императорского Величества и в России продается максимальное число автомобилей за весь дореволюционный период — 134. Это примерно соответствовало девяти процентам от всего производства и 14% от его экспортной доли. В этом году Россия заняла третье место в числе экспортных партнеров предприятия: ее опережали только Франция и, незначительно, Англия. В период с 1908 по 1918 год в Россию было продано в общей сложности 466 автомобилей.
[…] Начало […]