«ДУКС» Ю.А. Меллера.

Фабрика «Дукс» была основана в 1893 году в Москве.
Первоначально это предприятие было лишь небольшой
мастерской по изготовлению изделий из стальных труб,
где работало всего несколько человек.
На второй год существования фабрики на ней
развернулось производство велосипедов,
первоначально из импортных деталей.
В 1900 году фирма была преобразована в
Акционерное Общество с уставным капиталом в
35 тысяч рублей (вероятно в это время и
появилось название Дукс).
К этому времени на фабрике работали 115 человек,
ее обслуживали три паровых двигателя по 53 л. с.
каждый, ежегодно производилось около 1000 велосипедов.
По этому параметру «Дукс» уступал только рижской фабрике
«Россия».
После крупного пожара в 1902 году фабрика переехала
в новое здание по адресу Тверская застава,
Ямская Слободка, где оно стоит и поныне.
На фирме работало конструкторское бюро,
которое занималось вопросами освоения новых
видов продукции и конструированием новых
моделей велосипедов. В 1900 году членом правления
АО «Дукс» капитаном в отставке А. А. Базилевским был
изобретен и запатентован первый российский образец
военного велосипеда. По заказу самокатной роты русской
армии была выпущена целая партия таких машин.

В начале ХХ столетия «Дукс» интенсивно расширялся,
осваивая новые виды продукции. Был налажен выпуск
железнодорожных дрезин с велосипедным приводом
собственной конструкции. Большую партию этих
дрезин купило Управление
Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги.
Они использовались путевыми обходчиками, ремонтниками,
а также курьерами Управления. Сотрудничество с
железнодорожниками продолжалось в течение нескольких
лет и принесло немалую прибыль фабрике.
Также «Дукс» строил различные варианты мотодрезин
и автомобилей на железнодорожном ходу.
Первым автомобилем «Дукса» стал паромобиль,
спроектированный в 1901 году по образу и подобию
американских паровиков «Стенли».
За эти паромобили в 1902 году на конкурсе
в Михайловском манеже фирма получила два первых приза.

В 1903 году была выпущена партия электрических
омнибусов для московских гостиниц. По свидетельству
современников, у завсегдатаев московских ресторанов
считалось хорошим тоном перебираться из заведения
в заведение именно этим транспортом.
В 1904 году появилась «Докладная записка по
вопросу о расширении предприятия и увеличении основного
капитала фабрики». В ней подводились итоги
деятельности за истекший год и строились планы
на будущее. Результаты деятельности были следующими:
фирма имела дивиденд в 7% с основного капитала,
чистая прибыль составляла 92350 рублей при
общем доходе 457350 рублей.
Цены на велосипеды постоянно понижались
за счет освоения производства некоторых комплектующих,
ранее закупавшихся за границей.
В 1905 году намечалось реализовать 1750 велосипедов.
В докладной записке подчеркивалась выгода производства
автомобилей, но желанную государственную ссуду на него
фабрика так и не получила.

Что и не удивительно. Фабрика подошла к
выбору модели автомобиля очень грамотно,
с учётом возможности выпуска крупной серии.
Выбранный «Олдсмобиль» вполне отвечал этим требованиям, в Америке он выпускался массово,
цена его оказалась небольшой — 1800 рублей. Но прогресс в автомобилестроении в то время был таков,
что к моменту начала выпуска этих автомобилей на «Дуксе» он успел безнадёжно устареть и совсем не
интересовал военных: одновременно «Дукс» выпускал около десятка моделей велосипедов и мотоциклетки
со швейцарскими двигателями «Мото-Рев». Эта машина весила два пуда и легко разгонялась до 50 верст в час.
Мотоциклы постоянно совершенствовались и к 1914 году превратились в 2 модели.
Одна — легкий тип мотоциклета — в дуксовском рекламном проспекте ее рекомендовали для туризма.
Вторая модель — рекомендовалась для езды с коляской.
Для 1914 года конструкция обеих мотоциклов была весьма прогрессивной.
Практически с начала выпуска «Мото-Рев-Дуксов» одним из заказчиков на них стало
Военное Ведомство Российской Империи. Кроме того, этими мотоциклами пользовались многие российские
спортсмены и мотогонщики того времени. Эти машины оснащались двухцилиндровыми двигателями мощностью
соответственно 6 и 8 л. с. Серийное производство мотоциклетных моторов было организовано на «Дуксе»
во второй половине 1913 года. Причем выпуск постепенно нарастал. Однако импортные моторы пришлось покупать
еще очень долго.
После русско-японской войны предприятие делает первые шаги в авиа и дирижаблестроении.
В июле 1909 года на заводе был построен первый русский управляемый дирижабль «Кречет»,
а вслед за ним дирижабль «Дукс» собственной конструкции. Оба аппарата были приняты на вооружение армии.
10 августа 1910 года на аэродроме Московского Общества Воздухоплавания (Ходынское поле) пилот С.И. Уточкин сдал
заказчику аэроплан N 1 типа «Фарман» фабрики «Дукс».

К 1914 году «Дукс» выпускал: велосипеды, мотоциклеты «Мото-Рев-Дукс», железнодорожные дрезины, аэросани,
автомобили, сельхозтехнику, глиссеры, дирижабли, аэропланы и гидропланы. А.О. «Дукс» владело центральным
комплексом зданий в Ямской Слободке, состоящим из двух производственных корпусов, и авиастроительным филиалом
на окраине Ходынского аэродрома с четырьмя ангарами для самолетов.
На фабрике работали 890 рабочих и 71 служащий.

Что касается неудачи с «Дуксомобилем», автомобильное отделение на «Дуксе» не было закрыто, более того,
к 1914 году в нём работало 110 человек. К началу войны «Дукс» собирал на заказ единичные экземпляры и
небольшие партии легковых и грузовых автомобилей из импортных комплектующих.
С началом войны сборка автомобилей прекратилась.
Таким образом, «Дукс» за двадцать лет прошёл путь от мелкой мастерской,
до крупнейшего машиностроительного предприятия, способного выпускать что угодно, и встал в ряд
таких заводов как РБВЗ, Лесснер, Путиловский, Сормово, Коломенский, которые были значительно старше его.

Выпуск автомобилей на заводе «Дукс»

1909 11

1910 23

1911 37

1912 66

1913 199

1914 436

Всего 772

1901 Duks 4.5 л.с.
1901 Dux купэ для возки товаров.6-8 сил на шасси Мариенфельде.
1901. Dux — Купэ для четырех персон , 7 сил.
1901. Dux шарабан для гонок, 18 сил, скорость до 90 километров в час.
1901 Локомобиль фирмы Дукс получивший на конкурсе в Михайловском манеже 1-й приз за удобство и изящество.
1901. Собранный на фабрике Дукс ландо от de Dion Bouton.
1902 Локомобиль Дукс
1903. Dux-Panhard 24 PS автомобиль-дрезина.
1903. Dux-Panhard 24 PS автомобиль-дрезина.
1903. Бензомобиль Дукс.
1903. Паромобиль Дукс.
1903. Омнибус построенный заводом Dux на шасси Panhard .
1904. Duksmobile.
1904. Dux в .24 силы, скорость до 70 верст.
1904 Автомобиль для развозки товаров
1904 Автомобиль для развозки товаров
1904 Дуксмобиль. Бесшумный автомобиль американского типа. 8 лс.
1904 Крытое тонно Dux в 12 сил.
1904 . Тонно завода Dux . Двигатель двухцилиндровый в 12 HP.
1905. Купэ фирмы Dux с боковым входом. Двигатель в 12 HP.
1907. Дуксмобиль. Первый автомобиль во Владимире.
Ю.А. Меллер на автомобиле .
Братья Меллеры (слево направо) Константин, Юлий, Иван и Роберт.
Ю.А.Меллер
Ю.А.Меллер с сыном Александром.
Ю.А.Меллер с известным авиатором Пегу.
Завод Дукс в начале 20 века.
Рабочие завода Дукс.
Завод Дукс.
Завод Дукс.
Завод Дукс.
Реклама.
Реклама.

Источники:

Рубец

А . Д . История автомобильного транспорта в России . М . : ЭКСМО , 2008
ХУМУС «Записки скучного человека»

МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА «АВТОМОБИЛИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

7 thoughts on “«ДУКС» Ю.А. Меллера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *