10 сентября 1896 г. Бернхард Штевер основал в Штеттине новый завод Stettiner Eisenwerk Bern. Stoewer sen. Предприятие занималось металлургией, производством станков и велосипедных частей. В это же время сыновья основателя – Эмиль и Бернхард «юниор» приобретают в Англии моторный трицикл Humber и подвергают его испытаниям. Годом позже на трицикле устанавили более совершенный двигатель французской фирмы De Dion-Bouton, и новый завод начал самостоятельно производить подобные машины. В 1898 г. увидел свет грузовой седельный тягач Stoewer на базе трицикла с 1-цилиндровым двигателем De Dion-Bouton мощностью 3,5 л.с., способный перевозить 500 кг груза. В 1899 г. братья Штевер представили свой первый двухместный автомобиль, изготовленный по французскому образцу, а к концу года был построен и первый большой автомобиль собственной конструкции с расположенным сзади 2-цилиндровым двигателем мощностью 6,5 л.с. Эта модель производилась до конца 1902 г., причём как в легковой версии, так и в версии доставочного фургона. В 1903 г. первый Stoewer был импортирован в Россию, заказчиком был крупнейший автомобильный торговец в Гельсингфорсе Сергей Николаев. Вскоре легковые и грузовые машины из Штеттина появились и в других городах России, в первую очередь в губерниях Царства Польского и на территории Финляндии. В 1904 г. отставной подполковник Павел Николаевич Жано приобрёл 16-местный автобус Stoewer и успешно задействовал его на междугородном маршруте Сочи–Адлер.
Источники
Станислав Кирилец «Штевер» – автомобили «под грифом» История немецкой марки Stoewer
АВТОМОБИЛЬ «ШТЕВЕР» (Stoewer) на службе в Русской Императорской армии
(STOEWER) Штеттин, Германия, 1897-1944