White в России

Одним из первых торговцев, решившим поставлять в Россию американские автомобили крупными партиями, был проживавший в Петербурге американский предприниматель М. Сидней Фриде (M. Sidney Friede, Марк Сергеевич Фриде). Начав свою деятельность в 1910 г с поставок дешёвых машин Ford, в 1911 г. Фриде решил расширить ассортимент легковыми и грузовыми автомобилями производства фирм «Уайт» (The White Co.) и «Грамм» (Gramm Motor Truck Co.). Однако потенциальные покупатели в России недоверчиво относились к американским машинам, особенно к новым неизвестным маркам. В 1911 г. в Санкт-Петербурге был зарегистрирован всего один легковой «Уайт» во владении самого господина Фриде. Через год их стало два, в 1913 из 2364, зарегистрированных в Петербурге частных автомобилей, только три легковые машины носили марку «Уайт».

Тогда Фриде обратил всю свою энергию на государственный сектор, надеясь на казённые заказы. К тому времени Российское военное ведомство осознало необходимость автомобилей в армии. В мае 1910 года была сформирована Учебная автомобильная рота. Для дополнительного этапа в пробеге на Приз императора Николая II по маршруту Петербург – Севастополь. по маршруту Новороссийск – Гагры М.С. Фриде предоставил капитану Дедюлину 60-сильный автомобиль «Уайт», прошедший дистанцию успешно.

Во втором испытательном пробег Военного ведомства в 1912 году испытывались штабные легковые автомобили и автомобили специального назначения. Маршрут пробега был проложен на дистанции Петербург–Псков–Двинск–Вильна–Ковна–Гродно–Барановичи–Минск–Орша–Смоленск–Вязьма–Юхнов–Москва–Тверь–Новгород–Петербург и включал 1983 версты шоссейных и 860 вёрст грунтовых дорог. М.С. Фриде выставил пять машин «Уайт», из них две санитарные, две штабные с кузовами торпедо и один бензовоз, все с двигателями мощностью 30 л.с. «Уайты» прошли пробег успешно. Однако зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны «Уайты» тогда не стали объектом казённых закупок.

Ситуация изменилась с началом Первая мировой войны. Германия, основной экспортёр автомобилей в Российскую империю, вышла из конкурентной борьбы. Возрастающая потребность армии в автомобилях проявилась с первых дней войны. Мобилизация и реквизиция автомобилей у населения, предусмотренные Положением о военно-автомобильной повинности, не могли её полностью удовлетворить – назрел вопрос о закупке автомобилей за границей. Планировалось закупить 1484 различных автомобиля, 74 трактора и 3000 мотоциклов с запасными частями и материалами, а также три комплекта машин и инструмента для оборудования тыловых ремонтных мастерских.

В сентябре 1914 г. закупили 70 американских грузовиков «Уайт» – первую «случайную» партию этих машин для русской армии.

Всего, согласно положениям Военного Совета, ГВТУ до конца 1914 г. приобрело дополнительно 284 грузовика американской фирмы «Уайт». Компания «Уайт» благодаря отменному качеству своей продукции (чего нельзя было сказать о многих других американских автомобилях, приобретенных русской армией), оказалась в первых рядах поставщиков Военного ведомства России. С 1915 г. начались массовые поставки американских автомобилей в Россию. В Русской императорской армии (РИА) нашли свое место многие американские грузовики, такие как Packard, Pierce-Arrow, FWD, Jeffery, Hurlburt, Kelly-Springfield, Garford, Locomobile, Federal, Peerless, Selden… Однако больше всего с 1914 по 1917 г. в Россию было поставлено грузовиков марки White – около пяти тысяч. Точное число отгруженных в Россию «Уайтов» в годы Первой мировой войны неизвестно, но по данным фирмы всего в Европу, на Западный и Восточный фронты, было отправлено 18 000 грузовиков разных моделей. Статистика наличия автомобилей в Российской армии на 01.07.1917 г. достаточно красноречива – на службе числилось 2591 автомобилей марки «Уайт». На шасси «Уайт» некоторые российские кузовные фабрики и мастерские своими силами изготавливали специальные автомобили – санитарные, передвижные ремонтные мастерские, авто-депо. «Уайты» несли службу во всех родах войск РИА. Передвижные лебёдки конструкции Карамышева для запуска и спуска аэростатов и дирижаблей на шасси White TBC выпускал Адмиралтейский судостроительный завод («Адсудза») в Петрограде. В 1915 г. на Ижорском заводе в Колпино по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва на шасси 1,5-тонного White TBC был построен один бронеавтомобиль, оснащённый 37 мм французской пушкой «Гочкисс». Путиловский завод в Петрограде в 1915–1916 гг. изготовил партию самоходных 76 мм пушек для стрельбы по воздушным целям конструкции Лендера–Тарновского на шасси 5-тонных машин White TKA и специальных грузовиков для подвозки снарядов на шасси White TAD. Из них были сформированы Отдельные батареи для стрельбы по воздушному флоту, одна из которых прикрывала ставку Верховного главнокомандующего от налётов немецких цеппелинов и аэропланов.

1912 White GB. Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства  в Новом Петергофе.
1912 White GB. Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства в Новом Петергофе.
 1912 White GB. Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства  в Новом Петергофе.
1912 White GB. Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства в Новом Петергофе.
1912 White GB. Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства  в Новом Петергофе.
1912 White GB. Высочайший смотр автомобилей Второго испытательного пробега Военного ведомства в Новом Петергофе.
1912. Испытательный пробег Военного ведомства . Участник пробега - бензовоз White GTB.
1912. Испытательный пробег Военного ведомства . Участник пробега — бензовоз White GTB.
1912. Штабной автомобиль «Уайт».
1912. Штабной автомобиль «Уайт».
1912. Санитарный автомобиль на шасси White H-30 .
1912. Санитарный автомобиль на шасси White H-30 .
1912. Санитарный автомобиль на шасси White H-30.
1912. Санитарный автомобиль на шасси White H-30.
 1912. Санитарный автомобиль на шасси White H-30.
1912. Санитарный автомобиль на шасси White H-30.
1915. Партия шасси и грузовиков White TAD для России. Разгрузка в Архангельске .
1915. Партия шасси и грузовиков White TAD для России. Разгрузка в Архангельске .
Зенитное орудие образца 1914 г. на автомобильной установке  White .( г.Яссы)
Зенитное орудие образца 1914 г. на автомобильной установке White .( г.Яссы)
 1915. White TAD. Стоянка грузовиков автомобильной команды штаба XIII армии.
1915. White TAD. Стоянка грузовиков автомобильной команды штаба XIII армии.
 Легковой автомобиль Locomobile и грузовой автомобиль White в РИА.
Легковой автомобиль Locomobile и грузовой автомобиль White в РИА.
1915. White TBC. Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны.
1915. White TBC. Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны.
1915. Грузовик Уайт.  Поезд-прачечная в действующей армии. Фото из журнала Нива
1915. Грузовик Уайт. Поезд-прачечная в действующей армии. Фото из журнала Нива
1915. XII корпусной авиационный отряд . Грузовик для перевозки аэропланов Уайт.
1915. XII корпусной авиационный отряд . Грузовик для перевозки аэропланов Уайт.
1915. Трёхтонные грузовики White  TAD  - 14-я автомобильная рота Петроград, Васильевский остров. Биржевой проезд.
1915. Трёхтонные грузовики White TAD — 14-я автомобильная рота Петроград, Васильевский остров. Биржевой проезд.
1915.  Авиационная рота и V дивизион при XII армии. Нижние чины XII авиадивизиона за погрузкой автомобиля на платформу железнодорожного состава .
1915. Авиационная рота и V дивизион при XII армии. Нижние чины XII авиадивизиона за погрузкой автомобиля на платформу железнодорожного состава .
1915. Грузовики Уайт в авиационных частях. Псков.
1915. Грузовики Уайт в авиационных частях. Псков.
1915.  Грузовик White TAD, Русская Императорская Армия. д. Каромино.
1915. Грузовик White TAD, Русская Императорская Армия. д. Каромино.
1915. Цистерна-бензовоз. Петроград.
1915. Цистерна-бензовоз. Петроград.
White TBC в Русской Императорской Армии.
White TBC в Русской Императорской Армии.
White TBC в Русской Императорской Армии.
White TBC в Русской Императорской Армии.
1915–1916 гг. Грузовоз White TAD на службе в РИА, Западный фронт,  В тяжелых фронтовых условиях даже эти надежные машины иногда выходили из строя.
1915–1916 гг. Грузовоз White TAD на службе в РИА, Западный фронт, В тяжелых фронтовых условиях даже эти надежные машины иногда выходили из строя.
1916.  White TAD. Северный фронт, Уайт ТАД, неизвестная автомобильная рота.
1916. White TAD. Северный фронт, Уайт ТАД, неизвестная автомобильная рота.
Мастерская на шасси грузового автомобиля марки White из состава 29-го Корпусного авиационного отряда.
Мастерская на шасси грузового автомобиля марки White из состава 29-го Корпусного авиационного отряда.
1916. Автомобиль White TBC, 16-й Корпусной авиаотряд.
1916. Автомобиль White TBC, 16-й Корпусной авиаотряд.
1916. Автоцистерна на шасси 1,5-тонного грузовика Уайт была наиболее распространенной машиной данного типа в Русской Армии. На заднем плане виден грузовик Рено.
1916. Автоцистерна на шасси 1,5-тонного грузовика Уайт была наиболее распространенной машиной данного типа в Русской Армии. На заднем плане виден грузовик Рено.
1916. Небронированная 76-мм самоходная зенитка (воздухобойная пушка Лендера на базе 5-тонного грузовика White TKA. Могилев.
1916. Небронированная 76-мм самоходная зенитка (воздухобойная пушка Лендера на базе 5-тонного грузовика White TKA. Могилев.
1916. Небронированная 76-мм самоходная зенитка (воздухобойная пушка Лендера на базе 5-тонного грузовика White TKA. Могилев.
1916. Небронированная 76-мм самоходная зенитка (воздухобойная пушка Лендера на базе 5-тонного грузовика White TKA. Могилев.
1916. Небронированная 76-мм самоходная зенитка (воздухобойная пушка Лендера на базе 5-тонного грузовика White TKA. Могилев.
1916. Небронированная 76-мм самоходная зенитка (воздухобойная пушка Лендера на базе 5-тонного грузовика White TKA. Могилев.
1916.  Автомобили White TBC на службе в авиации. 32-й КАО (перевозка аэроплана).
1916. Автомобили White TBC на службе в авиации. 32-й КАО (перевозка аэроплана).
1916. Грузовой  White.  Солдаты за разгрузкой эшелона с имуществом авиационных рот. Псков .
1916. Грузовой White. Солдаты за разгрузкой эшелона с имуществом авиационных рот. Псков .
1916.  Пятитонные грузовые машины White TCB.
1916. Пятитонные грузовые машины White TCB.
1916. Большой штабной автомобиль «Уайт» с дополнительным передним прожектором и плетеной корзиной для офицерских шашек.
1916. Большой штабной автомобиль «Уайт» с дополнительным передним прожектором и плетеной корзиной для офицерских шашек.
1917. White GAG 30HP  довольно редкая в РИА легковая модель. Петроград.
1917. White GAG 30HP довольно редкая в РИА легковая модель. Петроград.
1917.  Штабной автомобиль «Уайт»GAG 30 Петроград.
1917. Штабной автомобиль «Уайт»GAG 30 Петроград.
1916.  Автолебёдка АдСудЗа  на шасси  White TBC для подъёма и спуска аэростатов. Воздухоплавательные части Русской армии.
1916. Автолебёдка АдСудЗа на шасси White TBC для подъёма и спуска аэростатов. Воздухоплавательные части Русской армии.
1916.  Российская автолебедка «АдСудЗа» для запуска дирижаблей на шасси White TBC.
1916. Российская автолебедка «АдСудЗа» для запуска дирижаблей на шасси White TBC.
1916. Российская автолебедка «АдСудЗа» для запуска дирижаблей на шасси White TBC .
1916. Российская автолебедка «АдСудЗа» для запуска дирижаблей на шасси White TBC .
 1916. Трёхтонные грузовики White TAD на службе Отдельных автомобильных рот русской армии. Галиция .
1916. Трёхтонные грузовики White TAD на службе Отдельных автомобильных рот русской армии. Галиция .
1915. Постройка броневтомобиля «Уайт Ижорский»  (слева) )конструкции Мгеброва. Колпино.
1915. Постройка броневтомобиля «Уайт Ижорский» (слева) )конструкции Мгеброва. Колпино.
1916. Бронеавтомобиль White TBC - Ижорский конструкции Мгеброва.
1916. Бронеавтомобиль White TBC — Ижорский конструкции Мгеброва.
1917. Бронеавтомобиль White TBC - Ижорский конструкции Мгеброва на дороге в Галиции.
1917. Бронеавтомобиль White TBC — Ижорский конструкции Мгеброва на дороге в Галиции.
1918. Русский бронеавтомобиль Уайт-Ижорский конструкции Мгеброва захваченный германцами у большевиков.
1918. Русский бронеавтомобиль Уайт-Ижорский конструкции Мгеброва захваченный германцами у большевиков.
1917. White A standart. Петроград.
1917. White A standart. Петроград.
1917. White Standart-A. Милиция Киевского Совета,  г. Киев.
1917. White Standart-A. Милиция Киевского Совета, г. Киев.
 1917 White TAD . Патриотическая манифестация инвалидов и увечных воинов. Петроград.
1917 White TAD . Патриотическая манифестация инвалидов и увечных воинов. Петроград.
1917. Автомобиль Уайт. Русская миссия в САСШ.
1917. Автомобиль Уайт. Русская миссия в САСШ.
1917. Погрузка газет на грузовоз Уайт с сообщением о первом дне заседания Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Москва .
1917. Погрузка газет на грузовоз Уайт с сообщением о первом дне заседания Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Москва.
1917 Летучий отряд для поимки шпионов и полицейских. Грузовоз  Уайт. Москва.
1917 Летучий отряд для поимки шпионов и полицейских. Грузовоз Уайт. Москва.
1918. White TBC. Красногвардейцы.
1918. White TBC. Красногвардейцы.
1918. грузовики «Уайт» – мобильные патрули Красной гвардии в Петрограде.
1918. грузовики «Уайт» – мобильные патрули Красной гвардии в Петрограде.
1918. White TBC  – пролетарская агитмашина. Первомайская демонстрация. Петроград.
1918. White TBC – пролетарская агитмашина. Первомайская демонстрация. Петроград.
Грузовик Уайт в Валмиере. Латвия.
Грузовик Уайт в Валмиере. Латвия.

Источники:

Старинные автомобили и кареты

С. Кирилец Автомобили «Уайт» в Российской империи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *