Peugeot BP1 Bebe цесаревича Алексея Николаевича

В число императорских автомобилей, которыми пользовались только члены царской семьи, входил и маленький Peugeot Bebe.

В 1912 году «Пежо» выпустила обновленную модель «Bebe Peugeot», которая имела уже четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом в 855 см3 и развивала мощность в 10 л.с. Модель впервые была представлена публике на Парижском автосалоне в 1912 году. В Россию она попала в мае 1913 года на IV Международную автомобильную выставку в Санкт-Петербурге. Ее цена составляла около 4000 франков (с кузовом). Так как в 1913 году один франк «весил» 0,37 руб., в России эта машина с учетом налогов стоила 1900 руб.

Покупку «Bebe Peugeot» приурочили ко дню ангела наследника, 10-летнего царевича Алексея. Машину он получил в воскресенье 5 октября 1914 года, а уже в четверг, 9 октября, император Николай II записал в своем дневнике: «Сделал хорошую прогулку с Мари и Анастасией. Видели Алексея в парке, который катался в подаренном ему 5 октября маленьком моторе.

Поскольку у всех членов императорской семьи были свои фотоаппараты, сохранилось несколько фотографий, на которых наследник-цесаревич сам сидит за рулем. Конечно, «водил» автомобиль Алексей не часто. Родители не могли позволить, чтобы больной гемофилией мальчик попал в какую-нибудь неприятность, связанную с автомобилем, поскольку любая травма, полученная в аварии, могла стать для наследника фатальной. Этот маленький автомобиль совсем не был игрушкой. Несмотря на то, что машина была очень легкой (350 кг) и имела в длину около двух с половиной метров, однако 10-сильный двигатель позволял ей развивать скорость до 60 км в час. Поэтому маленькому царевичу разрешалось ездить по аллеям Александровского парка лишь на первой передаче.

Любопытно, что история «Малышки» прослеживается вплоть до 1942 года. После того как машины Императорского гаража перешли в ведение гаража Временного правительства, «Bebe Peugeot», принадлежавший цесаревичу Алексею, был, видимо, оставлен в Царском Селе. И, судя по всему, исключен из списков Автобазы Временного правительства. На фотографиях 1920-х годов парадных интерьеров Александровского дворца он хорошо заметен в так называемом «Зале Горы». А в монографиях, изданных в 1920-х годах, указывалось, что в «Зале Горы» «стоял игрушечный автомобиль, подаренный кн. Орловым, и два экипажа с велосипедным ходом, подаренные Алексею». Примечательно, что дилетанты сочли «малолитражку» за «игрушечный автомобиль» цесаревича. Автомобиль простоял в этом зале вплоть до начала 1930-х годов. После того как в 1929–1930 годах выставку в Александровском дворце, посвященную повседневной жизни последней императорской семьи, ликвидировали, «Bebe Peugeot» был передан в Ленинградский дворец пионеров, располагавшийся в Аничковом дворце. В 1930-х годах на этом автомобиле учились ездить пионеры, посещавшие кружок автомобилизма. В 1942 году в Аничков дворец попала бомба, и автомобиль цесаревича был безвозвратно утрачен.

1914. Цесаревич Алексей на автомобиле в Александровском парке.
1914. Цесаревич Алексей на автомобиле в Александровском парке.
1914-1915. Наследник Алексей Николаевич в автомобиле .
1914-1915. Наследник Алексей Николаевич в автомобиле .
1915 Peugeot BP1 Bebe  Анастасия Николаевна со шпицем в Царском Селе
1915 Peugeot BP1 Bebe Анастасия Николаевна со шпицем в Царском Селе
1915. Peugeot BP1 Bebe цесаревича.
1915. Peugeot BP1 Bebe цесаревича.
1915. На снимке кроме Алексея тетя Ольга Александровна и сестры Анастасия и Мария.
1915. На снимке кроме Алексея тетя Ольга Александровна и сестры Анастасия и Мария.
Парадный зал с горкой и детским автомобилем Царевича Алексея, подаренным ему в 1914 г. Николаем II.
Парадный зал с горкой и детским автомобилем Царевича Алексея, подаренным ему в 1914 г. Николаем II.
Парадный зал с горкой и детским автомобилем Царевича Алексея, подаренным ему в 1914 г. Николаем II.
Парадный зал с горкой и детским автомобилем Царевича Алексея, подаренным ему в 1914 г. Николаем II.
Парадный зал с горкой и детским автомобилем Царевича Алексея, подаренным ему в 1914 г. Николаем II.
Парадный зал с горкой и детским автомобилем Царевича Алексея, подаренным ему в 1914 г. Николаем II.

Источники:

Мотор для цесаревича

Старинные автомобили

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *