Delaunay-Belleville в России

Третье  место по популярности в столице перед Великой войной занимали автомобили этой фирмы. В России название этой французской марк писали по разному : «Делонэ-Бельвилль», «Делоне-Бельвиль», Делане-Бельвилль» и даже слитно — «Делонебельвиль». Акционерное общество S.A. des Automobiles DElauney-Belleville было основано в 1903 году, но еще задолго до начала производства автомобилей это словосочетание сделалось известным всему миру — предприятие изготавливало паровые котлы для боевых кораблей, состоящих на вооружении разных стран, включая Российский императорский флот. Так, 24 горизонтально-водотрубных котла «системы Бельвилля» вырабатывали пар для  двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение императорскую яхту «Штандарт». Котлы делались не только для кораблей, но и для паровозов, а заработанная в этом деле отменная репутация стала главным начальным капиталом автомобильной марки «Делне-Бельвиль». Мир впервые увидел автомобили «Делоне-Бельвиль»  на выставке в Париже в 1904 году. Уже у первых моделей появился фирменный стиль — радиатор круглой формы, остававшийся неизменным до окончания Первой мировой войны и напоминающей об основной продукции. «Паровозность» проявилась и в облике моделей — радиатор сильно выдвинулся  вперед, тогда как другие производители , наоборот, старались задвинуть его назад. Такой ход придал облику тяжеловесности и солидности — именно тех качеств, которыми и должна обладать парадно-выездная карета.
Предпочтения российского императора сделали «Делоне-Бельвиль» самой русской из всех французских автомобильных марок. В те годы такая репутация дорогого стоила : Российская империя числилась не только главны союзником Француской Республики, но и основным дебитором, а французские рантье свято верили , что в мире нет ничего надежнее золотого рубля и облигаций русского займа.  В Петербурге автомобиль с круглым радиатором превратились в статусную вещь. К 1913 году из 2036 частных машин столицы 106 были марки «Делоне-Бельвиль». Представителем французской фирмы в СПб был торговый дом «Победа», получивший почетное звание поставщика двора Его Императорского Величества. Падение монархии в 1917 году эхом отозвалось в Париже , превратив процветающее предприятие в рядового автопроизводителя. в 1920-е годы ни монархи, ни буржуазия уже не интересовались  «Делоне-Бельвилями».

1905. Delaunay-Belleville 20 CV кузов Брейтигам русского посла в Англии.
1906. Delaunay-Belleville 40HP v3 Великого князя Александра Михайловича.
Именно этот автомобиль попал в первое ДТП в Воронеже в 1907 году. Промышленник Константин Александрович Веретенников за рулём своего Делонэ-Бельвиль .
1908. Delaunay-Belleville .Автопробег Петербург- Москва. Ивановская площадь у Царь-колокола в Кремле, Москва,
1908 Автопробег Петербург-Москва . Москва.
1908. Автопробег Петербург-Москва . Прибытие участников к Кремлю. Москва.
1908 Автопробег Петербург-Москва . Участники у Манежа. Москва.
1908. Красная площадь. Воскресенские ворота c Иверской часовней.
1909. Delaunay-Belleville 25 в Риге.
1909. Delaunay-Belleville. с. Красный Яр. Саратовской губернии. Визит доктора М.Ф. Волкова к доктору Б.Д. Альтману.
1909. Легковой автомобиль Delaunay-Belleville графа Шереметьева, Санкт-Петербург.
1910. Высшие чины пожарных частей встречают приехавшую на смотр великую княгиню Марию Павловну-старшую. Автомобиль Делоне-Бельвиль. Фотография ателье Буллы .
1910. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая на автомобиле «Делоне-Бельвиль» 18 л.с. , Киевский автопробег.
1910. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая на автомобиле «Делоне-Бельвиль» 18 л.с. , Киевский автопробег.
1910. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая на автомобиле Делоне-Бельвиль 18 л.с. Рядом с ней сидит ее муж, князь Сергей Александрович Долгорукий. Киевский автопробег.
1910. Петербург-Киев-Москва-Петербург.
1910-е Delaunay-Belleville 25HP.
1912 . Группа членов Императорского Российского автомобильного общества перед дворцом великого князя Михаила Александровича.
1913. Delaunay-Belleville 40-50 hp Кузовная мастерская D’Ieteren изготовленный, якобы, по заказу Императорского Двора .
Учащиеся Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения с преподавателями и попечителями у подъезда гимназии. Фото Булла Карл Карлович. 21 августа 1913.
1913 . Стенды фирм Алексис Кельнер и Делоне Бельвиль на 4-й автомобильной выставке. СПб .
1914. Delaunay-Belleville . Командир лейб-гвардии Атаманского полка генерал-майор Сергей Владимирович Евреинов и Великий Князь Борис Владимирович.
1913 . Генерал-инспектор артиллерии Великий Князь Сергей Михайлович, шофёр, генерал от инфантерии Л.Л.Драке, адьютант Великого Князя поручик В.Л.Драке у автомобиля Делоне-Бельвиль. Санкт-Петербург.
1914. Реклама в журнале Автомобиль.
1915 . Delaunay-Belleville 25. Великий князь Александр Михайлович (в автомобиле справа) в расположение 3-ей авиационной роты.
Великий князь Михаил Александрович и княгиня Брасова в Гатчине.
1915. Автомобиль Делонэ-Бельвиль семьи Степановых на даче. Троицк Челябинской губернии.
1915 . Автомобиль Делонэ-Бельвиль . Подольск
1917. Delaunay-Belleville на Невском прспекте в Петрограде. Из книги Д.Рида «Десять дней которын=е потрясли мир».
1918. Delaunay-Belleville 16 — карета скорой помощи в Варшаве .
1918. Делоне-Бельвиль, Бонч-Бруевич и Ульянов-Ленин в Кремле, Мооква.
1919. Delaunay-Belleville.
1926 Свердловск. Мерседес и Делоне-Бельвиль
1928 Делоне-Бельвиль. Костромская пожарная команда.
Царский , а потом и ленинский , шофер Степан Казимирович Гиль за рулем «Делоне-Бельвиля», бывшего до революции основным автомобилем императора Николая II. Но если в Собственном Его Величества гараже с машинами обращались очень бережно, то в автобазе Совнаркома прежний лоск с них быстро сошел.

Источники:

РГАКФД  

Собственный Его Императорского Величества гараж. М., Горькийклассик, 2017
МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА «АВТОМОБИЛИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
И. Баранцев Товарищ Медведев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *