Третье место по популярности в столице перед Великой войной занимали автомобили этой фирмы. В России название этой французской марк писали по разному : «Делонэ-Бельвилль», «Делоне-Бельвиль», Делане-Бельвилль» и даже слитно — «Делонебельвиль». Акционерное общество S.A. des Automobiles DElauney-Belleville было основано в 1903 году, но еще задолго до начала производства автомобилей это словосочетание сделалось известным всему миру — предприятие изготавливало паровые котлы для боевых кораблей, состоящих на вооружении разных стран, включая Российский императорский флот. Так, 24 горизонтально-водотрубных котла «системы Бельвилля» вырабатывали пар для двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение императорскую яхту «Штандарт». Котлы делались не только для кораблей, но и для паровозов, а заработанная в этом деле отменная репутация стала главным начальным капиталом автомобильной марки «Делне-Бельвиль». Мир впервые увидел автомобили «Делоне-Бельвиль» на выставке в Париже в 1904 году. Уже у первых моделей появился фирменный стиль — радиатор круглой формы, остававшийся неизменным до окончания Первой мировой войны и напоминающей об основной продукции. «Паровозность» проявилась и в облике моделей — радиатор сильно выдвинулся вперед, тогда как другие производители , наоборот, старались задвинуть его назад. Такой ход придал облику тяжеловесности и солидности — именно тех качеств, которыми и должна обладать парадно-выездная карета.
Предпочтения российского императора сделали «Делоне-Бельвиль» самой русской из всех французских автомобильных марок. В те годы такая репутация дорогого стоила : Российская империя числилась не только главны союзником Француской Республики, но и основным дебитором, а французские рантье свято верили , что в мире нет ничего надежнее золотого рубля и облигаций русского займа. В Петербурге автомобиль с круглым радиатором превратились в статусную вещь. К 1913 году из 2036 частных машин столицы 106 были марки «Делоне-Бельвиль». Представителем французской фирмы в СПб был торговый дом «Победа», получивший почетное звание поставщика двора Его Императорского Величества. Падение монархии в 1917 году эхом отозвалось в Париже , превратив процветающее предприятие в рядового автопроизводителя. в 1920-е годы ни монархи, ни буржуазия уже не интересовались «Делоне-Бельвилями».
Источники:
РГАКФД
Собственный Его Императорского Величества гараж. М., Горькийклассик, 2017