Бронеавтомобиль Накашидзе — пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Первый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение русской армии. Проект бронеавтомобиля разработан в 1904 году офицером русской армии Михаилом Накашидзе с использованием базы автомобиля французской фирмы «Шаррон, Жирардо э Вуа» (фр. Charron, Girardot et Voigt). В период с 1905 по 1908 год на фирме Charron, Girardot et Voigt по заказу российского Военного ведомства по чертежам Накашидзе было построено несколько бронеавтомобилей, два из которых была доставлена в Россию.
Князь Михаил Александрович Накашидзе (1873-1906) был сыном Елизаветпольского губернатора генерала от кавалерии Александра Давыдовича Накашидзе (1837-1905) и являлся поручиком в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку. Он был знаком с автомобилизмом не понаслышке. Удачно совмещая военную карьеру и коммерческую деятельность, он в 1902 г. основал на паях с известным автолюбителем графом Потоцким и полковником Головиным Варшавское товарищество эксплуатации машин «Громадной интернациональный гараж машин» (Grand Garage International d Automobiles). Но скоро коммерческий интерес стал для князя приоритетным и он, решив без шуток заняться автомобильным «бизнесом», вышел в отставку.
В мастерских гаража в 1902-1904 гг. было выстроено пара автобусов и легковых автомобилей с двигателями французской компании «Мютель» (Mutel). Но главным занятием компании являлась торговля импортными автомобилями, по большей части французскими: «Мютель», «Панар-Левассор» (PanhardLevassor), «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton), «Жорж Ришар» (Georges Richard) и «Морс» (Mors). Помимо этого, князь принимал участие в организации омнибусного сообщения в Царстве Польском, сотрудничая с варшавскими экипажно-кузовными компаниями «Рентель» (Rentel) и «Романовский» (Romanowski). В также время Накашидзе наладил торговые отношения с французской компанией «Шаррон, Жирардо и Вуа» (Charron, Girardot Voigt, сокращенно «ШЖВ» – C.G.V.).
Отечественный храбрец – энтузиаст моторизации России отставной офицер князь М. А. Накашидзе в 1904 г. записался добровольцем на Маньчжурский фронт, где в чине подъесаула принял руководство отрядом разведчиков 7-го Сибирского казачьего полка. Возможно, работа на фронте не через чур была обузой князя, оставляя ему время для новых коммерческих проектов. Пребывав в тысячах километрах от Франции, Накашидзе не утратил сообщение со собственными бывшими партнерами. Возможно, он систематично приобретал от них письма и о разработке нового бронеавтомобиля был замечательно осведомлен. Логично высказать предположение, что зная о размахе военных действий в Маньчжурии, французы срочно обратили собственный взгляд на Русскую армию, разглядывая ее в качестве потенциального клиента броневиков. Посредника в «бизнесе» продолжительно искать не было нужно: кандидатура привычного им «влиятельного» князя Накашидзе доходила как запрещено кстати.
Отдавая себе отчет, какие конкретно возможности для личного обогащения сулит оснащение военными машинами Русской армии, князь, со своей стороны, вынашивал грандиозные замыслы поставок броневиков Армейскому ведомству России. В июле 1905 г. Накашидзе представил новому Главнокому русскими армиями на Дальнем Востоке генералу пехоты Н. П. Леневичу доклад с предложением выписать из Франции при его посредничестве один боевой «блиндированный» автомобиль (уже заказанный князем) и испытать его в боевых условиях. Генерал Леневич одобрил начинание князя и выдвинул ряд условий к конструкции автомобили, по окончании чего французы приступили к постройке броневика.
В базу конструкции легли разработки 1904 г. с учетом новых требований русских, благо они не противоречили французским. Подробное описание этих деталей и требований конструкции бронеавтомобиля не входит в задачу данной статьи – эти сведенья уже много раз публиковались в разных работах. Отметим лишь, что всецело требования выполнены не были, да не могли быть выполнены, потому что в этом случае компании «ШЖВ» было нужно бы в корне пересмотреть уже созданную ими конструкцию. Так, дело с самого начало взяло некую авантюристическую окраску. Уверенный в успехе собственного начинания князь Накашидзе на риск и собственный страх увеличил заказ до 12 бронемашин.
Тем временем постройка бронеавтомобилей в цехах завода «ШЖВ» шла полным ходом. Работа настойчиво попросила времени, и только в апреле 1906 г. первый бронеавтомобиль готовься . Его покрасили в защитный коричневый цвет, без промедлений испытали в Пюто в присутствии ряда и министра французского военного Этьена влиятельных армейских, по окончании чего по железной дороге послали в Россию. В марте 1906 г. бронеавтомобиль прибыл в Санкт-Петербург и был поставлен на стоянку на территории артиллерийского склада Петропавловской крепости. Вместе с машиной прибыл и французский механик.
По прибытии в Российскую империю бронеавтомобиль был подвергнут масштабным испытаниям. В частности, «Накашидзе-Шаррон» совершил испытательный пробег по маршруту Санкт-Петербург — Ораниенбаум — Венки, во время которого бронеавтомобиль передвигался как по шоссейным и просёлочным дорогам, так и по бездорожью и пашне. Пробег продемонстрировал достаточно высокую степень надёжности машины. Пробные стрельбы в Ораниенбаумской стрелковой школе также показали весьма обнадёживающие результаты. В этом же 1905 году машина использовалась в Красносельских маневрах. Специальная комиссия Военного ведомства признала бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, борьбы с конницей, а также для преследования отступающего противника. По итогам испытаний Военное министерство предполагало заказать во Франции 10 автомобильных шасси, чтобы забронировать их уже в России, на Ижорском заводе. Однако вследствие большой загруженности завода было решено выдать фирме Charron заказ на 12 готовых бронеавтомобилей. Бронемашины были готовы в 1908 году и отправлены в Россию, однако при прохождении через Германию две машины были изъяты немецкой таможней «с целью оценки их возможностей». Несколько позже они появились на манёврах ландвера.
Кроме того, по отрывочным данным, несколько бронеавтомобилей «Накашидзе-Шаррон», проект которых был слегка модернизирован морским офицером, капитаном третьего ранга Гийе, были выпущены на заводах Charron для французской армии. Полностью закрытый корпус бронеавтомобиля изготовлялся из броневой хромоникелевой стали толщиной 4,5 мм, обеспечивавшей защиту машины от пуль, осколков снарядов и шрапнели. Броневые листы корпуса крепились к каркасу заклёпками. В передней части располагался двигатель, сразу за ним — отделение управления, далее — боевое отделение с башней кругового вращения.
Посадка и высадка экипажа производилась через дверь в левом борту, открывавшуюся в сторону кормы. В отделении управления водитель размещался слева, командир бронемашины — справа. Для наблюдения за полем боя они имели в своём распоряжении смотровые щели и перископ. Для улучшения обзора с места водителя вне боя наклонная крышка лобового люка могла подниматься в горизонтальное положение. Интересно, что в бортах корпуса имелись три крупных окна (два по правому и одно по левому борту), закрываемых в случае надобности бронещитами. Данное решение позволяло ощутимо повысить комфортность работы экипажа на марше в жаркую погоду. К обоим бортам корпуса диагонально крепились U-образные стальные мостки, которые в боевой обстановке снимались и использовались для преодоления крупных рвов, канав и окопов. На крыше боевого отделения, находившегося позади отделения управления, располагалась средних размеров цилиндрическая башня со скошенными листами крыши. При этом передний скос являлся в то же время и люком, крышка которого могла подниматься в горизонтальное положение, так же, как и лобовой бронелист отделения управления. Весьма интересно был решён механизм поворота башни, не имевшей обычной впоследствии шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. Вручную, при помощи колеса, перемещавшегося по ходовому винту колонны, можно было приподнять башню над корпусом и повернуть её. Только в таком положении мог быть обеспечен круговой обстрел из пулемёта.
Несомненно, для своего времени «Накашидзе-Шаррон» был весьма передовой боевой машиной. Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления. Военная комиссия отмечала, что бронеавтомобиль очень хорошо подходит для решения задач разведки, связи в зоне боевых действий, отражения кавалерийских атак и оперативной переброски сил на опасные направления, в том числе не прикрытые войсками. Помимо всего прочего, в отчёте комиссии содержалась следующая, весьма прозорливая фраза: бронеавтомобили «имеют широкую будущность как вспомогательное средство на поле боя». Тем не менее идея бронеавтомобиля не получила должной поддержки со стороны военных. Крест на дальнейшей судьбе «Накашидзе-Шаррона» поставила гибель Михаила Накашидзе при взрыве на даче премьер-министра Петра Столыпина 25 (12) августа 1906 года. Без энергии своего создателя бронеавтомобили, образно говоря, «легли на полку». Дальнейших заказов на их производство не последовало, и к началу Первой мировой войны Российская империя подошла, практически не располагая бронеавтомобилями.
Однако опыт, полученный военными инженерами в процессе эксплуатации «Накашидзе-Шарронов», стал одной из причин того, что уже к концу 1914 года Россия смогла развернуть производство собственных броневиков, не уступавших западным аналогам, таких как «Остин»,»Гарфорд-Путилов» и «Руссо-Балт», и эффективно использовать их в боях.
Источники:
М.В. Коломиец — Броня русской армии