После смерти в 1901 году промышленника Рудольфа Лея, владельца основанной в 1856 году в городе Арнштадт (Тюрингия) машиностроительной фабрики (Rud. Ley Maschinenfabrik), делопроизводство на фирме «Р. Лей» взяли в свои руки его сыновья – Альфред, Гуго, Роберт и Герман. Они производили оборудование для обувной и электротехнической промышленности. Старший из братьев Лей, Альфред, с 1902 года начал работы по созданию автомобильных двигателей и автомобилей. Ряд его ранних проектов 2- и 4-цилиндровых моторов не оправдал надежд, но последняя кoнструкция лекого 4-цилиндровго мотора была удачной. В 1905 году на фабрике «Р. Лей» был построен первый автомобиль конструкции Альфреда Лея. С 1906 года в Арнштадте началось серийное производство маленьких автомобилей с мотором мощностью 6/10 л.с. под маркой «Лорелей». Имя сказочной рейнской красавицы, созвучное с фамилией фабрикантов, было выбрано для марки автомобилей не случайно – идею связать богатую традициями династию промышленников с древней легендой можно считать оригинальным рекламным решением. В августе и сентябре 1906 года Альфред Лей успешно выступил на своем автомобиле в автомобильных гонках. На проводившейся в Берлине с 1 по 12 ноября 1906 годa. Международной Автомобильной Выставке «Лорелей» был впервые представлен широкой публике. Фирма «Лей» в своем «производственном отделении III» концeнтрировала усилия в основном на автомобилях малого класса, дешевых и доступных, но со временем мощность их двигателей росла, на машинах «Лорелей» в конце 1907 – начале 1908 годa нашли применение 6-и цилиндровые моторы – для автомобилей малого класса, очевидно, впервые в мире. Автомобили «Лорелей» были настолько удачны и популярны, что уже в 1910–1911 годах специально для их производства был построен новый завод. К 1912 году фирма «Лей» стала крупнейшим работодателем в Арнштадте, на ней было занято 1200 человек.
Особого интереса заслуживает слава «Лорелей» в Российской Империи. Первая машина «Лорелей» из серии первого года выпуска попала в Россию в 1906 году, ее купил москвич Дмитрий Шлихт, директор московского отделения петербурского машиностроительного завода «Людвиг Нобель». Гeнеральное представительство фирмы «Лей» взяла на себя основанная в 1817 году московская фирма «Братья Крыловы», известная как производитель экипажей, автомобильных кузовов и импортер легковых автомобилей. Позже открылись в России и другие представительства, торговый дом «E.E. Смирнов» в Москве предлагал с 1913 года также машины «Лорелей». Недорогие маленькие немецкие автомобили были в России популярны, особенно в Москве и регионе Центральной России. На 1 июня 1909 года в Москве было зарегистрировано девять автомобилей марки «Лорелей», это не так уж мало, учитывая, что всего в спиcке Москвы было тогда 264 машины, включая грузовые, специальные и мотоциклы. В 1910 году по Москве ездили тоже девять машин «Лорелей» из 518, а на 1 августа 1911 года уже 23 из 826. В Санкт-Петербурге «Лорелей» такой популярности не имел, в 1910–1911 годах там не было ни одной машины этой марки, а в 1913–1914 всего один «Лорелей» из зарегистрированных 2364 автомобилей ездил по улицам столицы.
ИСТОЧНИКИ:
Станислав Кирилец Русские кароссери